Авторизация:
Ветеринарная клиника ЗООВЕТ. Круглосуточная ветеринарная помощь в Москве Логотип  сайта ветеринарной клиники ЗООВЕТ

Регистрация / Забыли пароль?

 
Многоканальный телефон: (495) 775-94-24 Добавить в избранное Карта сайта Ветеринарного центра Зоовет Enhglish version
Лидеры рейтинга в разделе Это интересно
Фотогалерея
Количество публикаций в разделе Это интересно
Знаете ли Вы, что:
Южноамериканский электрический угорь может генерировать напряжение до 1200 вольт.
ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Мы кушаем ,  не мешайте!
Назад
Кот Персик,   8 летМаленький щен хаскиХозяин Гогив 3 месяца.Всё о птицахТема!  ))) Мой любимый мужчина!   7 лет!  Вам кажется,   что я сплю? А я не сплю,   я медитирую.Моя красавица Лизав мандаринахбез комментариев))первый собственный домтрио)) так мы спим))Бегущий маламутШкода - Тимочка
Далее

Опубликовал: rta101 (все материалы автора)

Статус: посетитель

Дата публикации: 21.03.09 17:14

Местоположение: Россия зарайск

Сообщений на форуме: 29

Про кошек и собак * Мышь * Змея * Бабочка * Птица * Петух и куры * Ворона * Сова * Береза * Дуб

I
Животные своими привычками, криком, бегом или полетом издавна служили человеку символическими выражениями как различных явлений внешней природы, так и собственной его духовной жизни, его страстей, пороков и добродетелей. Для первобытного человека, питавшегося исключительно мясом убитых им животных и обладавшего весьма примитивными средствами борьбы с ними, животные являлись центром материальных интересов. Вот почему, когда человек сотворил первых богов по своему подобию, животные не были забыты. Наиболее ярко это проявилось в египетском пантеоне: над плечами бога Тота возвышается длинная шея ибиса, Гора - голова сокола, Анубиса - шакала, Хнума - барана с закругленными рогами. Другие боги были наделены признаками быка и льва, бегемота и крокодила. Богиня Верхнего Египта изображалась в виде коршуна, покровительница Нижнего Египта - в образе кобры.
Со временем познания о животных человек перенес на свой внутренний мир. Многие черты животных импонировали человеку, поэтому он стал называть себя их именами и переносить на себя их качества. До сих пор много названий городов (Берн - медведь), личных имен (Рудольф - красный волк) и прозвищ (Ричард Львиное Сердце) основано на подобных сравнениях. Названия многих животных и по сей день являются во многих языках или нежной похвалой или грубой бранью.
С исчезновением мифологической символики в христианские времена животным стали приписывать страсти или пороки людей. Так возник звериный эпос - басни, сказки, легенды, в иносказательной форме изображающие человеческие поступки и отношения. Но особенно большой литературный успех имели бестиарии (или зверинцы) - средневековые нравоучительные трактаты, перечни иносказательных употреблений названий животных, сборники, повествующие о повадках различных животных. Верные наблюдения перемешивались в них с фантастическими толкованиями и чудовищными измышлениями. Тем не менее бестиарии оказали значительное влияние на зодчество, геральдику и нумизматику.
Первые систематические сведения о животных были собраны древнеримским писателем и ученым Плинием Старшим (около 24-79 гг. н. э.) в «Естественной истории». Эти сведения принадлежат скорее миру сказок, чем зоологии. Позже, перейдя на Восток, под пером византийских писателей они еще больше обогатились фантазией, присоединив к себе легенды и мифы Сирии и Индии.
Во времена христианства церковные писатели IV и V веков приспособили эти рассказы к догматам церкви. Так, каждое животное стало обозначать добродетель или порок, из его поведения стали выводить назидания. В таком духе сочиняли Св. Епифаний, Св. Ев - стафий, Климент Александрийский.
Первый литературный бестиарий приписывается Св. Амвросию Миланскому (около 340-397 гг.). В 1118 году в булле папы Галазия II бестиарий уже упоминается среди еретических книг, чтение которых запрещалось. Но несмотря на это, с XII века бестиарий постепенно переходят в область светской литературы. Например, Ричард Турневаль, канцлер Амиенского собора, воспользовался этими писаниями, чтобы вместо духовных проповедей своих предшественников выводить на примере жизни животных доказательства того, что все в мире сотворено для взаимной любви. Он посвятил свой бестиарий той жестокосердной красавице, которую надеялся покорить. Но дама примером из этого же бестиария отказала ему в своей любви.
На Руси сведения о животных были разбросаны по хронографам. Наиболее известны «Сказания по букве о птицах и зверях», «Дамаскина и Федора Студита собрание от древних философов о неких свойствах естества животных» и другие.
Прошли века. Но и по сей день многие приметы и поверья связываются в сознании людей с животными. Так, считается, что крики определенных животных и птиц предвещают удачу или, наоборот, неудачу. Например, крик осла или обезьяны - доброе предзнаменование, а совы -дурной знак. Если мычит корова - значит, жди гостей, а воет пес - скоро кто-то умрет. Такого рода предсказания были широко распространены и вошли во многие литературные памятники разных веков и народов.
Существовали даже специальные книги - перечни примет: Волховник, Разумник, Чаровник, Зелейник и другие. Большинство из них было внесено в список запрещенных книг, так называемый индекс. Однако, несмотря на запреты, многие приметы вошли в народный обиход и благополучно дожили до наших дней. Причина такой необыкновенной живучести примет заключается в том, что наряду с суеверными существовал ряд примет, основанных на действительном наблюдении за нравами и привычками животных. Эти приметы сбывались.
Выдающийся русский фольклорист А. Н. Афанасьев (1826- 1871 гг.) писал: «Нельзя совершенно отрицать в животных того тонкого инстинкта, которым они заранее предчувствуют атмосферные перемены; предчувствие свое они заявляют различно: перед грозой и бурей рогатый скот глухо мычит, лягушки начинают квакать, воробьи купаются в пыли, галки с криком носятся за стаями, ласточки низко ширяют в воздухе, и так далее. Еще теперь население довольно верно угадывает изменения погоды по хрюканью свиней, вою собак, мычанию коров и блеянию овец. Народы пастушеские и звероловные, общаясь постоянно с миром животных, не могли не обратить внимания на эти признаки и должны были составить из них для себя практические приметы»[1].

Про кошек и собак

Самые распространенные домашние животные - кошки и собаки, которые на протяжении тысячелетий живут рядом с человеком и про которых, казалось бы, известно все, на самом деле являются одними из самых загадочных и таинственных существ.
Особенно много проблем создают исследователям кошки. Ведь недаром с этим красивым грациозным зверьком издревле связано множество суеверий, преданий и легенд. «Родословная» домашних кошек начинается в Древнем Египте. Именно там более чем 2600 лет до н. э. впервые начали приручать этих животных; например, дрессировали кошек, чтобы те в зарослях дельты Нила отыскивали и приносили охотникам птиц и рыб. Сцену такого рода можно найти на барельефе гробницы Ти в Саккара, где изображена кошка с широким ошейником.
В те времена Египет страдал от обилия крыс и мышей. Уничтожая грызунов, кошки помогали сохранять урожай, за что и ценились. Нередко древние египтяне даже выделяли участок земли, доход от которого шел на содержание кошек. Возможно, с этого и начался культ почитания этих животных.
К моменту XX династии египетских фараонов (1200 лет до н. э.) кошка была возведена в ранг божества. Во времена царствования XXII династии (950 лет до н. э.) кошку уже провозгласили покровительницей храмов вместо малопокорных львов. Геродот в своей «Истории» оставил описание такого святилища в городе Бубастисе, куда со всех концов приходили паломники и приносили в дар храму небольшие изображения кошек из золота, серебра или бронзы. Хозяйкой храма была богиня Бает - женщина с головой кошки. Любопытно, что богиня Бает считалась доброй богиней любви и веселья, но одновременно и божеством войны, так как, по мнению египтян, обладала коварством - качеством, характерным для кошек. В последнем тысячелетии до н. э. при храмах богини Бает появились специальные жрецы, которые строили свои предсказания по мяуканью священных котов.
Культ кошки отразили и древнеегипетские мифы. Так, в одном из них рассказывается, что бог Солнца Ра в образе огнедышащего кота победил огромного змея и отрезал ему голову.
Кошки пользовались необыкновенным почетом. Убийство их каралось смертной казнью. Из - за кошек дело доходило даже до кровопролитных войн между отдельными провинциями. Известно, что однажды жители Мемфиса чуть было не разгромили греческий квартал за то, что там кто - то утопил в реке котят. Диодор Сицилийский рассказывал, что во время путешествия по Египту он увидел толпу, которая казнила римлянина за убийство кошки. Кошек мумифицировали, кладбища кошек найдены в Бубастисе, Бени-Гасане, близ Эз-Заказика.
Привязанность египтян к кошкам была известна другим народам, и они умело ее использовали. Так, персидские завоеватели, идя в бой, вместо щитов несли перед собой живых кошек. Во II веке н. э. начальник канцелярии римского наместника в Египте известный писатель Лукиан в одной из своих сатир высмеял поклонение этим животным: «В Египте храм - здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями, но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку».
За пределами Египта кошки особым почетом не пользовались. Однако в Европу они пришли именно из Египта. В 30 - м году до н. э. Египет стал провинцией Рима. Там находились три римских легиона, и, возвращаясь домой, солдаты в качестве сувенира везли с собой кошек. В Риме этих зверьков держали для забавы.
Зато в Японии, куда кошки проникли в результате миграции, они очень скоро завоевали всеобщее уважение за ловлю мышей - врагов шелковичного червя. В Японии в старые времена и в наши дни кошки считаются покровительницами храма Го-То-Ку-Ии в Токио. В этом храме они изображены с поднятой правой лапой. Их называют «Манеки-Неко», кошка - покровительница счастья и удачи.
Гораздо меньше повезло кошкам в Европе. В эпоху средневековья они воспринимались как олицетворения зла. Виновником тому была католическая церковь. Священники категорически отказывались признать в кошке домашнее животное на том основании, что ее нет... в Ноевом ковчеге! Постепенно в кошках стали видеть нечистую силу. Так, в «Беседах о чудесах» монаха Цезаря Гейстербахского (начало XIII века) есть описание демонов, которые посещают святых: некоторые из них принимают вид кошек.
Особенно гонениям подвергались черные кошки. Они были признаны пособниками ведьм. В XIII веке булла папы Григория IX обличает кафров в преступлении - разведении черных кошек. В Ирландии в 1324 году происходит суд по обвинению в колдовстве нескольких человек. Их судили за то, что они отреклись от Христа и приносили жертвы дьяволу, который появлялся перед ними в виде кота. В Германии в конце XVI века проходил процесс над 67 - летней Кларой Гейслер, которая под пыткой «показала», что в течение 40 лет была связана со множеством чертей, которые являлись к ней в виде кошек.
Ни в чем не повинных животных стали обвинять во всех смертных грехах и безжалостно расправляться с ними. Так, в Меце в 1344 году для предотвращения эпидемии пляски святого Витта было изобретено «эффективное» средство: сожжено живьем тринадцать кошек, заключенных в клетку. Вскоре это стало традицией, и так продолжалось до 1773 года. В Париже роковым для кошек был праздник святого Жана, день «радостных» костров. В 1471 году здесь впервые сожгли две дюжины кошек в присутствии короля Людовика XI. Этот обычай получил распространение и в Бельгии. Там кошек сбрасывали с башен. Традиция дошла до наших дней; правда, сейчас сбрасывают плюшевых кошек
От полного истребления кошек спасли крысы. Их периодические нашествия заставляли людей сохранять и приобретать кошек. И хотя папа Иннокентий VIII предал их анафеме, во всех монастырях по - прежнему продолжали содержать этих «дьявольских» животных.
Кошек любили и не любили. История донесла до нас отношение к кошкам многих знаменитых людей. Юлий Цезарь, например, кошек ненавидел. Известный хирург XVI века Амбруаз Паре считал, что «гнусный кот» - это нечисть и зараза. В баснях Лафонтена кошки -символ вероломства, лицемерия и жестокости. Вольтер относился к ним с насмешкой. У Наполеона от кошек была аллергия. Зато Хемингуэй очень любил этих животных. А у Авраама Линкольна, по свидетельству его биографов, были три кошки - любимицы.
В настоящее время кошки лишены своего мистического ореола. Их используют для защиты от мышей и крыс. Редкие породы кошек продают на аукционах, устраиваются выставки кошек. К ним относятся как к давно привычному обыкновенному домашнему животному. Но до сих пор кое-где не изжито неприязненное отношение к черным кошкам и бытует примета: перебежит дорогу черная кошка - быть несчастью. Кстати, в Англии существует совершенно противоположное поверье: там черная кошка сулит удачу, а если чихнет недалеко от невесты - молодым счастье.
Не последнюю роль в верованиях разных народов играла и собака. Так, в древнеегипетских храмах были обнаружены богато украшенные гранитные клетки с барельефами животных, среди которых были и изображения собак. Известны и божества с головой собаки. В Абидосе, например, богом умерших был Кентиментиу - бог - собака. Почитание собаки имело место и в древнегреческой религии. Например, в Аттике предками разных групп греков выступали герои, имена которых образованы от животных; одна из таких групп - Кинады - ведет свое название от слова «кинос» (собака).
Со временем древний культ собаки был преобразован католической церковью в культ местных святых. В некоторых местах Франции еще в XIII веке был установлен культ Св. Кинофора. Рассказывают, что когда-то хозяин незаслуженно ударил собаку мечом, и в наказание за это сгорел его замок. Крестьяне решили, что это возмездие, и стали поклоняться могиле собаки. На собачьей могиле начали происходить чудеса: исцелялись больные и увечные. Сначала духовенство боролось с этим культом, труп собаки был даже сожжен, но это не помогло. Тогда и был создан образ Св. Кинофора, заменивший собаку.
Культ кошек и собак стал достоянием истории, ушли в прошлое суеверия, но оказалось, с поведением этих животных связано много метеорологических примет.
Собака усиленно роет землю - к дождю, катается по земле - к дождю и снегу. Собака свертывается и лежит калачиком - к холоду, растягивается на земле и лежит, раскидав ноги и брюхом кверху-к теплу. Летом собака много ест и мало спит - к дождю. Каждая порода собак по-своему реагирует на предстоящие изменения погоды. Лучшими барометрами среди собак считаются бульдоги и фокстерьеры.
Еще большими синоптическими способностями обладают кошки. Немецкие исследователи обнаружили, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек, прижимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и ее тело образует дугу примерно в 270°. Еще теплее - тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии. В народном погодоведении зафиксировано много кошачьих примет. Кошка лижется по телу - к ненастью; лижет хвост - к ненастью; лижет лапу, моется - к ведру; морду хоронит - к морозу; скребет когтями пол - к ветру и метели; дерет когтями стену, встав на задние лапы, - к вьюге; растягивается на полу или крепко спит - к теплу; вытянулась вверх брюхом - к теплу.
Почти все любители домашних животных обращают внимание на то, что их четвероногие друзья предпочитают в квартире определенные места. Многие, например, наблюдали картину, когда собака долго стоит перед отведенным ей хозяином вроде бы хорошим новым местом, не решаясь ложиться, а потом, если ей не мешают, перетаскивает свою подстилку в другой угол. Связано это со следующим явлением. Согласно гипотезе западногерманского ученого Хартмана, земля разделена на «больные» и «здоровые» зоны. Это так называемая геопатия, обусловленная существованием геобиологической сети, или сети Хартмана. Как утверждают, эта сеть состоит из невидимых пучков геомагнитного излучения, расположенных в направлениях север - юг и запад - восток, подобно параллелям и меридианам. «Больные» зоны - места пересечения пучков. Характер излучения пока не выяснен. Но, по мнению некоторых ученых, оно оказывает вредное влияние на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни людей. Так вот, оказывается, что стремление собаки поменять отведенное ей место вызвано тем, что она просто старается избегать геопатических зон. Издавна существовал даже такой обычай: не зная толком, в чем дело, люди, построив новый дом, прежде чем решить, куда поставить мебель, запускали в комнату собаку. И потом ставили постель на то место, где переночевала собака. Кошки же, в отличие от собак, предпочитают именно геопатические зоны. Не отсюда ли взяло начало старинное выражение: «Живут как кошка с собакой»?
В отличие от суеверий в народных приметах нет никакой мистики. Известно, что животные очень чутко реагируют на самые разные метеорологические факторы: колебания атмосферного давления, температуру, влажность, газовый состав воздуха и тому подобное. Эти древние инстинкты и позволяют им реагировать на любое изменение погоды. Однако биомеханизмы животных недостаточно изучены, и поведение таких знакомых и привычных нам кошек и собак еще таит в себе много загадочного.

Мышь

Это животное издревле занимало видное место в поверьях, гаданиях и сказках разных народов. До нас дошло много литературных памятников, основной мотив которых - вражда кошек и мышей. Так, известна древнесирийская басня о царе мышей и его министрах. В одном из каирских музеев хранятся остатки древнеегипетского папируса с рисунком, на котором изображена осада кошачей крепости мышиными войсками. В Лондоне в музее находится папирус, на котором нарисованы мышь, сидящая на стуле, и кошки, подносящие ей разные дары. Любопытно, что несмотря на вред, приносимый людям мышами, есть много сказок, где мыши - выручают людей из беды.
Когда-то давно люди заметили, что у мышей очень крепкие зубы, и родилось поверье. В Малороссии, например, бросают выпавший зуб на пень и приговаривают: «Мышка, мышка, на тебе зуб костяной, а мне дай зализный». Существовало и такое поверье: для укрепления зубов полезно есть то, что мышка погрызла.
С мышами было связано немало гаданий. Так, уже у древних греков и римлян мышь считалась пророческим животным; ей приписывалась способность предсказывать судьбы целых народов. Народное поверье гласит: если в доме днем бегают мыши, это предвещает пожар; чью одежду изгрызут мыши, тому угрожает беда, болезнь и даже смерть. Зато появление белых мышей считалось счастливым предзнаменованием.
Кроме того, издавна мыши давали крестьянам прогноз о будущих урожаях ил погоде: если полевая мышь совьет на ниве гнездо высоко, будет неурожай, низко - урожай будет богатый; если мышь вьет гнездо на верху копны, будет холодная зима; если мышь сильно нападает на хлеб, будет голод, и другие.

Змея
Змея - символ мудрости.

Издревле у человека было двойственное отношение к змеям. Это необыкновенно красивое гибкое пресмыкающееся вызывало восхищение и одновременно внушало страх. Способность змей сбрасывать старую кожу и тем самым как бы возрождаться к новой жизни дала повод говорить о бессмертии змей.
Поэтому неудивительно, что культ змеи существовал в разных религиозных верованиях. Так, в Вавилоне бога Мардука изображали в виде полузмеи - полуптицы, ассирийская богиня Тиамат в мифах порождает чудовищ-змей, ящеров, драконов. В Древней Иудее был миф о «медном змее», отголоски которого есть в Библии.
У греков змея была символом возрождения, обновления жизни. С жезлом, обвитым змеями, - кадуцием - изображался Асклепий, бог врачевания и целитель болезней. Со змеей связывался и первоначальный образ богини мудрости Афины, а в афинском акрополе в храме Эрехтея (духа плуга и вспашки земли) жила священная змея. Впоследствии об этой змее возникла легенда, согласно которой она защищала афинскую цитадель. Священный змей Эрихфо - ний, сын богини земли Геи, был спутником Афины - Паллады.
В Индии бог Вишну изображался возлежащим на Великом змее Шемнаге. Змея изображалась и в свите Будды Гаутамы у его ног, а на некоторых изображениях змеи кольцами обвивают тело Будды. Поклонение змеям - офиолатрия - было широко распространено у североамериканских и мексиканских индейцев, а также в Перу, Египте, Китае, Бирме, на Тибете.
Африканские народы сооружали змеям храмы, где за ними ухаживали специальные жрецы. Так, сохранилось описание, сделанное путешественниками в XIX веке. На Гвинейском побережье, в Вайда, стоял храм для змей 8 метров высотой и 12 метров шириной. Он был из глины, с крышей из веток и сухой травы. В храме было две двери, в которые вползали и выползали змеи, жившие там. Всякий встретивший змею вне храма падал на колени, бережно брал змею на руки с извинениями и относил ее в храм. Причинивший вред змее карался смертью. В честь змей устраивались священные процессии и ночные празднества.
У жителей Синегамбии, по преданию, ведущих свое происхождение от змеи пифон, существовало поверье, что пифон посещает каждого родившегося ребенка в один из первых восьми дней его рождения. По свидетельству Плиния и Варрона, жители Древней Африки, псиллы из рода змей, выставляли своих новорожденных детей змеям, считая, что они не приносят вреда законнорожденным детям. Жители Фернандо-По в Западной Африке ежегодно совершали ритуальное убиение священной змеи. Считалось, что змея может причинить зло или сделать добро, принести болезнь и бедность или сделать человека богатым. Снятую с убитой змеи кожу вешали хвостом вниз на самое высокое дерево, а всех детей, родившихся в этом году, подносили к хвосту змеи.
Ритуальные церемонии в честь змей совершались и у аборигенов Австралии. Сохранилось много красочных австралийских мифов, в которых рассказывается о змеях - родоначальницах племен. А вот у народов Средней Азии к змеям было отрицательное отношение. Их считали порождением злого демона Аримана. Спутника Аримана чудовище Ажи-Дахака изображали в виде змеи - дракона о двух головах. Вообще злые духи в виде змей постоянно встречаются в легендах народов Средней Азии. Чаще всего в легендах фигурируют змеи - драконы с огнедышащей пастью и тремя головами. Они живут в подземельях, охраняя несметные сокровища, и, выходя на землю, требуют в жертву девушек и юношей.
Злой дракон - Змей Горыныч фигурирует и в русских сказках. С ним сражаются и его побеждают русские богатыри.
У славян со змеей связано множество поверий. Змея олицетворяла собой силу. В заговоре на защиту ратного человека от ран читаем: «В моих узлах сила могуча, сила могуча змеиная сокрыта - от змея двунадесятьглавого, того змея страшного, что пролетел за окиан - море, со острова Буяна, со медного дома, того змея, что убит двунадесять богатырьми под двунадесять муромскими дубами. В моих узлах зашиты змеиныя головы». Последнее указывает на обычай носить в амулетах (наузах) засушенные змеиные головы. Змеиную кожу носили на шее для защиты от лихорадок, а змеиную голову - от чар и недугов. Верили, что если превратить змеиную кожу в пепел и присыпать раны, то они скоро затянутся; если смешать этот пепел с водой и смочить глаза - никто не очарует; если присыпать пеплом голову - враги будут бояться. На Руси вышивали на ладанках змеиные головы в связке по девять или двенадцать штук
Существует довольно распространенная легенда, что змеи гипнотизируют жертвы своим взглядом, и те чуть ли не сами лезут в пасть к ним. Видимо, основанием для такой легенды послужил «гипнотизирующий», немигающий взгляд змеи. У змей нет подвижных век, как у других животных, поэтому они не мигают. Но это змеям и не нужно; глаза их, постоянно находящиеся в опасности, так как голова змеи всегда у самой земли, надежно защищены «очками» - прозрачными неподвижными веками. Они прикрывают глаза, защищают их от механических повреждений. Правда, это придает им злое и свирепое выражение.
У змей много «мудрых» приспособлений. Например, способность воспринимать тепловые излучения. Змея прекрасно ориентируется в темноте, безошибочно находит добычу.
Уже в древности врачи знали, что змеиный яд в малых дозах не убивает, а лечит, во всяком случае утоляет боль и останавливает кровь. Быть может, поэтому змея и стала символом мудрости.

Бабочка

Уже в глубокой древности бабочка играла определенную роль в жизни человека. Так, на одной из гробниц Древнего Египта, датированной 2000 г. до н. э., сохранились изображения бабочек. Их же можно встретить и на сосудах, найденных при раскопках в Европе и Америке. При этом бабочка изображалась не только как реальное насекомое, но и выступала в значении священного.
Древнейшее литературное описание бабочки относится к VI в. до н. э. В одном китайском литературном памятнике приведен рассказ китайца, которому приснилось, что он бабочка. Его учитель объяснил этот сон так: во время первобытного хаоса Чванг-Санг был бабочкой, душа которой после уничтожения ее тела продолжала жить и появилась на свет снова в образе человека. По сказаниям чукчей, великан Сана вылепил из снега первых чукчу и чукчанку и научил их всем вещам. Злой дух Чапакубил Сана и стал его пожирать, но как только он добрался до черепа, все добрые мысли Сана разлетелись в виде бабочек. С тех пор чукча, как только поймает летом бабочку, трет ею лоб и приговаривает: «Дай света (ума) Сана».
В древности было широко распространено представление о том, что бабочка - это душа человека. Древние греки, например, смерть изображали погасшим факелом и венком, на котором сидит бабочка: факел означал угасшую жизнь, а бабочка - душу, покинувшую тело. Немцы считали, что в образе бабочек души прилетают из небесных стран. По представлениям французов, душа умирающего возносится в виде белой бабочки в рай или чистилище. У якутов было даже запрещено ловить бабочек и особенно, подержав в руке, отпускать: ведь они могут унести душу.
Способность бабочек лететь на огонь и сгорать со временем стала ассоциироваться с богом любви Эросом, так как блеск огня притягивает бабочек так же, как любовь - человека. Вот почему Эроса нередко изображали с факелом, поджигающим бабочек. Так бабочка стала символом души, сжигаемой любовью. Появились даже подарки - камни, украшенные изображением бабочки.
Позже возник новый мотив - мучение души. Этот мотив проник в христианскую иконографию. В библиотеке герцога Ришелье (1766-1822 гг.) был эстамп: изображение адского шабаша, где души грешников представлены в виде бабочек. Со временем взгляд на бабочек как на души грешников был перенесен на ведьм. По мнению арабов, когда ведьма спит, из нее исходит злой дух в виде бабочки. Болгары верили, что старухи, умирая, превращаются в ведьм и в виде бабочек сосут кровь младенцев. Так народное суеверие исказило первоначальное представление о бабочке.
В Германии и Англии считали, что бабочки похищают масло и молоко. Вероятно, это суеверие возникло тогда, когда люди вели кочевой образ жизни, и продукты скотоводства были главными достояниями. Отсюда, вероятно, возникли названия бабочек: немецкое - Buttervogel (Butter - масло, Vogel - птица), английское - butterfly (butter - масло, fly - летать).
Зато у североамериканских индейцев бабочка была символом плодородия. «Черноногие», например, верили, что, если женщина хочет иметь детей, ей надо обратиться с просьбой к ночной бабочке. В Америке ночная бабочка связана с Луной. Поэтому в Мексике крупную и красивую бабочку сатурнию на местном языке называют «луна».
В Китае бабочка также является символом плодородия и тоже связана с Луной. Поэтому богиня Луны изображается там с бабочкой на груди. Бабочка служит и символом преуспевания. В Японии бабочка играет важную роль в свадебном ритуале и является символом семейного счастья.
С бабочками связаны не только суеверные приметы. Бабочки могут предсказывать погоду. Особенно чутко реагируют на изменение погоды бабочки - крапивницы из семейства нимфлид (их легко узнать по окраске крыльев - верхняя сторона кирпично-красная с черными пятнами и черной каймой). Уже за несколько часов до наступления грозы, когда в небе еще ни облачка, крапивницы вдруг прекращают свои полеты и ищут укрытия. Бывает, что дождь тих и небо прояснилось, а крапивницы по-прежнему укрываются в дуплах деревьев, под крышами и не летят на простор. Значит, вскоре вновь пойдет дождь. Временное прояснение не обманывает бабочек: они никогда не ошибаются в своих прогнозах.

Птица
Если птица залетела в помещение - жди несчастья.

Вокруг птиц всегда создавалось много любопытных суеверий. Большинство из них родилось в I-II тысячелетиях до н. э. в Месопотамии. С древних времен на птиц смотрели как на предвестников добра и зла. В Вавилоне были специальные жрецы - авгуры, - толковавшие волю богов по полету, посадке, крику и поведению птиц. Не все птицы годились для предсказаний. Так, голуби считались царской птицей, так как никогда не летают в одиночку, подобно тому, как царь никогда не выходит без свиты; поэтому голуби «предсказывали» только царям. У одних птиц - вороны, совы, петухи - предсказание велось по крику, у других - орел, коршун - по полету. Благоприятным считался полет слева направо у одних птиц и справа налево - у других. Позже этот вид гадания был заимствован древними греками, возведен ими в ранг «науки» и назван орнитомантией.
От греков орнитомантия перешла в Древний Рим, где ей придавали большое общественное значение. До нас дошло древнеримское предание, согласно которому авгуры по появлению на небе ястребов предсказали Ромулу царствование. Вот как описывает это событие древнеримский писатель и историк Тит Ливии (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.): «Рему, как передают, первому явилось знаменье - шесть коршунов, - и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное против этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем; одни придавали большое значение первенству, другие -числу птиц». Но особенно птицам стали верить после того, как авгуры по крику петуха сумели предсказать афинскому полководцу Фемистоклу (около 525 - около 460 гг. до н. э.) блистательную победу над персами при Саламине (480 г. до н. э.).
По древнеримским законам, всякое общественное дело, любое действие должностного лица требовало птицегаданий, так что при войске возили священных кур. Существовала даже жреческая коллегия авгуров. По преданию, она была учреждена легендарным основателем Рима Ромулом. Принадлежность к авгурам высоко ценилась древнеримскими аристократами, так как давала возможность влиять на законодательство. С течением времени деятельность авгуров превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, как пишет в своей книге «О гадании» Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), авгуры с трудом удерживались от смеха, потому что сами в нее не верили. Отсюда пошло выражение «улыбка авгура».
На протяжении веков христианская церковь не раз предпринимала попытки искоренить веру в орнитомантию. Известный богослов и ученый, ближайший советник Карла Великого, Алкуин (ок. 735-804 гг. н. э.) писал: «Надо остерегаться предсказаний по крику и поведению птиц, потому что они сбываются только для тех, кто в них верит».
Знаменитый богослов оказался не совсем прав. Прошли века и выяснилось, что по крику и поведению птиц можно делать предсказания. Но не судьбы, а погоды. Ведь почти каждая птица является метеорологом, уже хотя бы в том смысле, что приближающуюся перемену погоды она ощущает раньше, чем человек, и дает об этом знать своим более или менее отклоняющимся от нормы поведением. Поэтому у большинства народов птицы служат главным ориентиром в прогнозировании погоды. Любопытно, что по ним судят в первую очередь о приближении ненастья.

Петух и куры

С петухом издавна было связано много обычаев и обрядов. У славян - язычников он был посвящен богу - громовержцу Перуну и домашнему очагу и служил эмблемой счастья и плодородия. Поэтому в деревнях крышу нередко украшал вырезанный из жести петушок. Однако существовало и прямо противоположное поверье: если петух старше семи лет, его не годится держать в доме, иначе он снесет яйцо, из которого родится огненный змей.
Особенно распространены были гадания, связанные с петухом и курами. Обычно девицы снимали с насеста кур и приносили их в дом, где были заранее припасены вода, хлеб и кольца - золотое, серебряное и медное: если курица будет пить воду - муж будет пьяница, станет есть хлеб - муж будет бедняк, подойдет к золотому кольцу - жених будет богатый, к серебряному - ни богатый, ни бедный, к медному - жених будет нищий, а если курица станет летать по комнате и кудахтать, значит, свекровь будет ворчливая и злая.
Другое гадание происходило так: холостые парни и девушки становились в круг и насыпали около себя кучку зерна, а потом бросали в середину круга петуха: из чьего круга он станет клевать - тому жениться или замуж выходить. В Германии и Италии гадали по крику петуха: если петух поет в необычное время или курица запоет петухом - это предвещает покойника или какое-нибудь несчастье; если куры клохчут по ночам - быть войне или ссоре.
Но чаще всего с петухами и курами связывали приметы о погоде. Эти приметы были основаны на наблюдениях над природой, и ничего мистического в них нет. Если куры купаются в песке, хлопают крыльями, перебирают перья, ощипываются - к ненастью; взлетают на самые высокие предметы в саду, сарае или под навесом - скоро будет дождь. Если куры не прячутся от дождя, он скоро пройдет. Курица хвостом вертит - к метели, зимой рано садится на насест и старается залезть повыше, где тепло, - к морозу.
Интересна старинная петушиная примета: «Петух вечером поет - к перемене погоды». Рано поет в мороз - к оттепели. Если в летнюю пору вдруг ни с того ни с сего раскукарекается среди бела дня - быть дождю. А если в пасмурную погоду запоет в начале дня - обязательно разгуляется.

Ворона
Ворона несчастье накаркала.

Значительное число поверий и сказаний о вороне связано с ее криком и цветом перьев.
Известно, что звуки, которые издают вороны, бывают различной высоты. Кроме того, вороны легко перенимают некоторые тона, могут подражать другим звукам и даже научиться произносить некоторые слова. Своеобразный крик ворон издавна привлекал внимание людей. Так, в музыке африканских негров обнаруживаются мотивы, заимствованные из вороньего крика. Иногда к крику ворон прилагается отдаленное в звуковом отношении толкование. Поляки, например, говорят, что когда ворона садится летом в поле под копной, то говорит: «пани, пани», а зимой на замерзшей аллее кричит: «колач, колач».
Существовали разные виды гаданий по крику ворон. У древних греков и римлян истолкование крика зависело от того места, которое занимала птица по отношению к наблюдателю, а также от силы и повторяемости крика. Крик вороны считался благоприятным, если он раздавался слева, сзади и сверху и если криков было четное число; крик вороны считался зловещим, если он раздавался справа, спереди и снизу, один раз, три или пять.
Так как ворона у древних противопоставлялась другим птицам, то в отношении к последним эти правила применялись наоборот. Были составлены даже специальные сборники - Волховники. Некоторые их главы вошли в число запрещенных книг под своими частными названиями: Воронограй (приметы и гадания по крику вороны), Куроглашенник (по крику петухов), Птичник (по крику и полету птиц вообще) и другие.
Цвет вороны - черный, также обратил на себя внимание. Уже в Библии в Песне Песней (5, 11) подчеркнута чернота ворона: «...кудри его волнистые, черные, как ворон». В Лаврентьевской летописи записано: «ворон черный», в «Слове о полку Игореве» встречается сравнение: «черный ворон - поганый половчине». И в народных песнях обычный эпитет ворона - черный.
Именно черный цвет и неприятный крик заставили суеверных людей относиться к воронам по - особому. При этом в одних странах на них смотрели как на священных птиц, в других -как на злых демонов.
Арабы, например, почитают ворона как божественную птицу и считают ее бессмертной. Поверье о бессмертности ворона распространено и среди монголов.
Совсем по - иному относятся к воронам христианские народы. У них эти птицы издревле были уподоблены черту. На Украине, например, бытовало поверье, что после кончины ведьмы или колдуна к ним слетаются демоны в виде ворон. В Германии говорили: если ворона кричит над домом, где покойник, то душа его идет в ад.
В России воронье карканье с древнейших времен считалось недобрым знаком. В «Слове о полку Игореве» описан сон Святослава, в котором он видит, что «на болони у Пленски бусови врани воз граяху». На Украине существовало такое проклятье: «щоб на тебе вороны крякали». Народное верование в зловещее карканье вороны так велико, что есть даже заговоры от вороньего карканья. Например, заговор на остановление крови: «летит ворон без крыл, без ног, садится на раба (имя заговариваемого), на главу и на плечо. Ворон сидит - полеживает, рану потачивает; ты, ворон, не клюй...» и прочее.
С воронами связано и много народных примет о погоде. В отличие от суеверий эти приметы основаны на достоверных фактах. Так, перед дождем ворона обычно усаживается на сук или на изгородь, нахохлится, опустит крылья и каркает. Голос у вороны в это время глухой, хриплый. В народе говорят: «У вороны поясницу ломит - накаркает дождь». Истошный крик в ясную погоду -также верный признак дождя и летом, и осенью. Заранее предвещают вороны и о приближении сильного ветра, бури, снегопада, наступлении мороза, оттепели и так далее. На каждый такой прогноз существует определенная народная примета. Перед морозом вороны садятся на верхушки деревьев. На нижние ветки - к ветру. На снег садятся - к оттепели. Если зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза. Ворона прячет нос под крыло - к холоду. Каркает зимой - к метели. Если зимой вороны с громким криком затевают «игры» - будет оттепель. «Вороньих» примет, связанных с предсказанием погоды, множество.
Но ничего мистического в них нет.
Постоянно находясь в атмосфере, непосредственно испытывая на себе воздействие всех происходящих в воздушном океане изменений, птицы, в том числе и вороны, в течение веков приобрели высокую чувствительность к изменению атмосферного давления, к уменьшению освещенности (тонкие прозрачные облака, ослабляющие солнечный свет, - предвестник ненастья), к скоплению в атмосфере электричества перед грозой и так далее. И что особенно важно - птицы реагируют на все метеорологические изменения заранее. Это находит отражение в их поведении и, в частности, в криках. Так что «накаркивает» ворона не несчастье, а изменение погоды, будучи природным синоптиком.

Сова

Наверное, нет ни одного народа, который бы не возвеличивал или не проклинал сову.
В I тысячелетии до н. э. в Китае сову считали символом благополучия. Древние перуанцы поклонялись ей из - за больших блестящих глаз. На острове Самоа мертвую сову оплакивали и торжественно хоронили. Индейцы тлинкиты верили, что совы - духи младенцев, которых мать задушила, ненароком повернувшись во сне. В Египте в V веке до н. э. сову изображали на гробницах умерших, считая, что ее дух должен сопровождать покойника в загробном мире. Изображение совы встречается на посуде древних колумбийских племен Южной Америки. Сохранилась каменная статуэтка сыча с острова Крит XXIV-XXII вв. до н. э. Древние греки изображали сову на серебряных монетках, чеканившихся в Афинах еще в vb. до н.э., и на котиле - мерительном сосуде, которым пользовались купцы. Это было своеобразным свидетельством того, что купец торгует без обмана. Сова была спутницей Афины Паллады, богини мудрости. У древних римлян богиней мудрости считалась Минерва, а священной птицей тоже была сова, ее изображали сидящей около ног богини. «Сова Минервы летает по ночам», - говорили римляне, желая сказать, что хорошие мысли приходят ночью.
Зато египтяне считали сову символом смерти, она будто бы предрекла поражение римлянам при Каннах. В древних армянских книгах IV-V веков н. э. сову отождествляли с дьяволом и противопоставляли ее Христу. У славян сова в сказках выступала как демоническая и зловещая птица.
В средние века церковь объявила сову «нечистой» птицей, слугой дьявола. «Рога» филина, козлиное копыто (у всех сов два когтя смотрят вперед) и огромные горящие глаза утвердили людей в этом суеверии. Считалось даже, что крик совы несет несчастья. В Норвегии обыкновенную неясыть долгое время называли вестником смерти только потому, что ее крик отдаленно напоминал норвежские слова: «оденься в белое» - саван. В Германии предвестником несчастья считали сыча. Рассказывали, будто он подлетает к окнам домов и приглашает их обитателей пойти на кладбище.
Многие древние поверья сохранились до наших дней. В Средней Азии еще недавно существовала вера в чудодейственную силу совы. Ее перья с груди и живота будто бы способны охранять детей от сглаза. «Охранные» способности от лихорадки и избавление от бесплодия приписывались когтям филина.
Большинство поверий связано с особенностями совы как ночной птицы, которая хорошо видит в темноте. Сова охотится, руководствуясь слухом. Причем тонкость, с которой она по слуху определяет направление движения, местонахождение добычи, поразительна. Если добыча отклоняется в сторону всего на 1°, сова способна заметить это.
Поразительна острота слуха и у филина, ушастой совы, неясыти, многих других ночных охотников. Канюк, например, слышит слабые мышиные писки на расстоянии 200 шагов! Для сравнения напомним, что слух человека считается отличным, если он слышит шепот на расстоянии 5-10 шагов. Для сов характерна не только острая пространственная направленность, но и звуковысотная избирательность. Наилучшим образом сова слышит звуки с частотой 3-7 тысяч колебаний в секунду. Оказалось, что именно в этом диапазоне и лежат такие звуки, как писки мышей, шорохи грызунов в траве и т. д.
Совы - отличные синоптики. В народе говорят: сова кричит к холоду. Но совы хорошо чувствуют и приближение ненастья и заблаговременно оповещают об этом. Если же в лесу стоит тишина, все птицы спрятались в густой листве, а совы - сплюшки, которые днем обычно молчат, вдруг начинают перекликаться - жди дождя. Вероятно, повышенная влажность воздуха перед ненастьем обманывает сплюшек, им кажется, что наступил вечер: ведь вечером воздух более влажный, чем днем.

II

Не меньше суеверий и метеорологических примет связано у людей и с представителями растительного мира, и прежде всего с деревьями.
«Да, уж если чему и следует поклоняться, то растению, от него человек черпает все необходимое для жизни... Того не замечая, мы, атеисты, поклоняемся растениям, преклоняемся перед их красотой, не можем отказаться от ритуала жертвоприношения - приносим в жертву цветы, дарим их близким и любимым в дни радости и дни траура» - так писал в книге «Заветные травы» известный исследователь и ученый П. Массагетов. И в самом деле, культ растений сопутствует человеку на протяжении всей его истории.
С незапамятных времен рост дерева, его расцвет и старение давали людям возможность думать, что деревья - живые существа. Поэтому порубка деревьев сопровождалась определенными ритуалами. Так, немецкие дровосеки, прежде чем приступить к рубке, про себя обращались к красивым, крепким деревьям с просьбой о прощении. Во Франконии старались не рубить дерево в лесу, считая это более греховным, чем срубить дерево, посаженное человеком. Поверье поляков гласит: если рубануть пихту, она пускает слезы. Как правило, для хозяйственных нужд старались использовать бурелом или старые деревья. Эти религиозные запреты рубить деревья имели большое экологическое значение.
Одушевление деревьев нашло свое отражение в фольклоре. В легендах многих народов люди превращаются в разные деревья - тополь, клен, яблоню, рябину. Восточные славяне верили, что в ночь накануне праздника Ивана Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой. Считалось даже, что у каждого человека есть дерево - двойник, которое при порубке его человеком - двойником говорит человеческим голосом и истекает кровью, но, будучи срубленным, обладает чудодейственной силой. И нередко деревья, чьи соки отождествлялись с соками женского и мужского организмов, становились в мифах то древом жизни, то древом познания, то космическим древом, соединяющим землю с небесами.
Поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым лесам и рощам. В Упсале - древней религиозной столице Швеции - была священная роща, деревья в ней считались божественными. Рощам поклонялись и славяне - язычники. У европейских племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись именно в священных рощах. Для совершения ритуала обычно выбиралась поляна или специально расчищенный участок леса с несколькими деревьями, на которых развешивали шкуры принесенных в жертву животных. В священных рощах запрещалось рубить деревья и срывать ветви. Нарушение запрета строго каралось, вплоть до смертной казни.
Считая дерево божеством, люди приписывали ему силу, превышающую силу человека. А если, полагали древние, деревья обладают этой силой, к ним как к божеству можно обращаться за советом относительно таких вещей, естественное познание которых недоступно для человеческих способностей. Так родились гадания по деревьям. Древние греки, например, часто упоминали о «говорящем дубе», о «прорицателе - буке», о Юпитере, который прорицал с помощью этих деревьев. Обычно гадание производилось по шуму листьев, которые шевелил ветер, а жрецы храма разъясняли просителям, что означал этот шум.
От тех далеких времен до нас дошло много обычаев и обрядов: троица, рождественская елка, букеты цветов... Но особенно интересны народные приметы о погоде, связанные с растениями.
Как правильно подметили наши далекие предки, - растения - живые существа. Влажность почвы, тепло солнечных лучей, холод, движение земных недр, прикосновение человеческих рук и крыльев насекомых - все это растения чувствуют. Они отзываются на множество явлений природы, протекающих вблизи и вдали от их листьев, корней, стволов. Уже тогда, когда зарождались религиозные культы, человек заметил, что растения чутко реагируют на изменения внешней среды и могут дать дополнительную информацию его органам чувств, могут заметить то, что не под силу человеку. Так, постепенно, вместо суеверных гаданий, люди научились по поведению растений строить довольно правильные прогнозы погоды.

Береза

Это одно из самых распространенных на Руси деревьев издавна пользовалось почитанием. В последний четверг перед праздником троицы русские крестьяне отправлялись в лес и срубали молодую березку, обряжали ее в женское платье и украшали разноцветными лентами. Затем начинался праздник, а наряженную березку с песнями и плясками приносили в родную деревню и устанавливали в одном из домов. Обычай украшать на троицу жилище березовыми ветками существует и поныне.
Береза - живая фабрика целебных веществ. Ее смолистые выделения янтарного цвета, которые еще в Древней Греции называли слезами дерева, содержат в своем составе до 50 соединений, многие из которых биологически активны. Они защищают дерево от личинок вредных насекомых, микробов. Другое чудо - березовый сок. Издревле он считался кровоочистительным и благодатным напитком при подагре, ревматизме, артрите, цинге. Спиртовую настойку из березовых почек принимают при язве желудка, болезнях кожи и почек.
С березой связано много примет о погоде. Так, если у березы течет много сока - лето будет дождливое; если весной береза раньше ольхи листья выкинет - лето будет ветреное, а если ольха раньше распустится - лето будет дождливым и холодным; если осенью у березы листья начинают желтеть с верхушки - следующая весна будет ранней, а если снизу - поздней.

Дуб

Дуб - священное дерево древности - некогда занимал видное место в метеорологии. Об этом свидетельствует тот факт, что у многих европейских народов это дерево ассоциировалось с богами неба, дождя и грома.
Германцы связывали дуб с богом грозы Донаром. А старые дубы они называли «деревьями ведьм» и считали, что ночью, особенно во время грозы, от них нужно держаться подальше. Совет был весьма разумным: в одиноко стоящие высокие деревья часто ударяют молнии. И старым дубам - громадным, ветвистым, испытавшим удары молний, порой расколотым надвое, полуобгоревшим - немудрено было превратиться в «деревья ведьм».
У греков дуб был посвящен богу Зевсу. Святилище в Додоне, где поклонялись Зевсу, в виде дуба - оракула, было, вероятно, самым знаменитым в Древней Греции. Вокруг святилища находились бронзовые гонги, которые при ветре издавали гудящий звук и были предназначены для подражания грому. Греки регулярно молились Зевсу о ниспослании дождя.
В древней Италии все дубы были посвящены Юпитеру Италийскому, двойнику Зевса, а в Риме на Капитолии ему поклонялись как божеству не только дуба, но и дождя и грома.
У славян дуб тоже был священным деревом бога грома Перуна. Известно, что в Новгороде когда-то стояла статуя Перуна в виде человека с громовым камнем в руках. В его честь день и ночь горел костер из дубовых поленьев, а если он угасал, то служители за недосмотр обрекались на смерть. Вечные огни, поддерживаемые древесиной дуба, горели в честь литовского бога грома и молнии Перкунаса; если такой огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева.
Конечно, с помощью древних магических обрядов нельзя вызвать дождь или предотвратить грозу. Но предсказать погоду на будущее по дубу можно. Многовековые наблюдения показали: если на дубе много желудей - к лютой зиме; если дуб распустит почки и листья раньше, чем ясень, - лето будет влажным и прохладным, а если раньше распустится ясень - следует ожидать теплого и сухого лета.
Каждое растение имеет свою историю, а в каждой истории - свои действующие лица: целая галерея богов, культов, верований, ритуалов и конечно же народных примет, которыми мы пользуемся до сих пор.


________________________________________
[1] Афанасьев А. Н. Народ-художник. М., 1986. С. 237.

Просмотров: 18037 Рейтинг: 5 Комментариев: 1
0 1 2 3 4 5 6

 Чайка на кактусе 01 апреля 2009

Ошибка с кошками! Место дл супружеской кровати определяли там. где переночует именноКОШКА, а не собака ! (Собак на Руси дальше сеней в дом не впускали)

Другие публикации автора rta101

Промышленные корма. Информация к размышлению.
Важные вопросы и спорные темы : Это интересно : Комм: 12 : Рейт: 4.6364 : Просм: 11469

Ложь во спасение
Помощь животным : Конкурс историй «День защиты животных» - итоги : Голосов: 11
Комм: 0 : Рейт: 0 : Просм: 5478

КОРОЛЕВСКАЯ АНАЛОСТАНКА Сетон-Томпсон Эрнест
Рассказы о животных : Это интересно : Комм: 1 : Рейт: 4.8152 : Просм: 14439

Публикации других авторов

Кота за брата!
Невероятные приключения : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 3
Крымчанка : Комм: 10 : Рейт: 0 : Просм: 5435

Умная ворона или зачем вороне салфетка?
Невероятные приключения : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 14
Крымчанка : Комм: 1 : Рейт: 0 : Просм: 7051

Кошка Даша и Дух странствий
Юмор : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 2
sgs : Комм: 0 : Рейт: 0 : Просм: 3776

В память о Джильке
Как меня научили быть Человеком : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 17
Обожаю пуделей : Комм: 0 : Рейт: 0 : Просм: 5530

Необычная бродяжка
Невероятные приключения : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 16
Alina G. : Комм: 3 : Рейт: 0 : Просм: 6779

Она изменил мою жизнь!
Как меня научили быть Человеком : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 2
Арачка : Комм: 6 : Рейт: 0 : Просм: 5521

Кошка полиглот
Невероятные приключения : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 8
jahontov : Комм: 0 : Рейт: 0 : Просм: 3911

Записки кота Криса
Невероятные приключения : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 50
erizo : Комм: 3 : Рейт: 0 : Просм: 7605

Юта на природе
Я и природа : Непридуманные истории - конкурс рассказов : Голосов: 26
Рица : Комм: 2 : Рейт: 0 : Просм: 8223

Помогите определить породу моего котика!
Породы кошек : Виды и породы животных : pumpam : Комм: 4 : Рейт: 4 : Просм: 12409

Это интересно:
Две собаки в одном домеПриучение собаки к новому обитателю домаЖивотные в городе – простые правила для здоровья и благополучияФармакологические аспекты применения пробиотиковАнестезиология и реаниматология в современной ветеринарной медицинеРвота у собак и кошек.Натуральный рацион для пресноводных черепахУроциститБеременность кроликовЛямблиоз кошек и собакЧто нужно знать о кормлении готовыми кормами?Простуда и воспаление у птиц.
НОВОЕ НА САЙТЕ!
Анемия у котят
Лептоспироз животных
Мастит у собак
Агрессивное поведение и способы его нейтрализации. Часть 1. Причины
Токсоплазмоз
Лишай у животных
Коллапс трахеи у собак
Как кормить мелких и средних попугаев
Памятка по фиксации птицы для рентгеновского снимка грудной и брюшной области
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
• Болезни собак и кошек, передающиеся человеку
• Бешенство у животных
• Биополе собак и кошек
• Котята
• Щенки. Уход и воспитание.
• Черепахи. Содержание и уход.
• Грызуны
• Лечение собак и кошек
• Эвтаназия животных
• Пироплазмоз
НАВИГАЦИЯ
• Ветеринарная Клиника • О центре ЗООВЕТ • Ветеринарные услуги • Доставка зоотоваров на дом • Ветпомощь на дому • Лечение кошек и собак • Усыпление животных • Ветеринарные статьи • Полезные сервисы • Клуб Зоовет • Словарь ветеринарных терминов • Животные • Ветеринарный Форум • Помощь животным • Реклама на сайте • Контакты ветеринарной клиники • RSS RSS
Ветеринарная консультация и запись на приём: (495) 775-94-24
НОВОСТИ
Поздравляем со светлым праздником Рождества!
С Новым 2017 годом, дорогие друзья!
Сертификат на бесплатную вакцинацию в ВЦ ЗООВЕТ!
День собак в Ветеринарном Центре "ЗООВЕТ"!
Прием орнитолога в ветеринарном центре "ЗООВЕТ"
День защиты животных в ВЦ "ЗООВЕТ"!
Открытие осенних мастер-классов от учебного центра "ЗООВЕТ"
Облако тегов
 • Вакцинация
 • Дегельминтизация
 • Демодекоз
 • Кастрация
 • Кормление
 • Мочекаменная болезнь
 • Опухоль молочной железы
 • Офтальмология
 • Пироплазмоз
 • Проблемы с кожей
 • Стерилизация
 • Стоматология
ГОЛОСОВАНИЕ
ГОЛОСОВАНИЕ
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
• 04 апреля 2012 - ЗООВЕТ на детской выставке «Краски Детства»
• 30 марта 2012 - Новые стандарты здравоохранения домашних животных.
• 27 марта 2012 - Акция «Ультразвуковая чистка зубов на дому у животных со скидкой 30%»
• 26 марта 2012 - Весна идет, весне дорогу!
• Как разместить здесь новость?
НОВЫЕ ТЕМЫ НА ФОРУМЕ
Нарост на внешней стороне уха у кота - 19.01.17 06:50
. Корм для кота - 19.01.17 00:04
. Кота стало рвать комками шерсти - 18.01.17 23:34
. смена корма собаке на аналогичный - 18.01.17 23:07
. •   Подскажите это рак? - 18.01.17 22:28
. Перелом ли? - 18.01.17 21:08
. Здравствуйте ! Похудел и ослаб дегу . - 18.01.17 19:02
. первая течка у собаки - 18.01.17 19:37
. •   Сахарный диабет у любимого котика - 18.01.17 17:55
. Помогите пожалуйста с определением диагноза! - 18.01.17 15:52
. •   Помогите с диагнозом! - 18.01.17 15:50
. Эндокардиоз митрального клапана у старого пса - 18.01.17 15:48
. Волнистику и Корелле плохо. - 19.01.17 06:07
. Помогите с диагнозом, пожалуйста! - 18.01.17 16:05
. Не пьёт не ест - 18.01.17 15:00
. Учащенное дыхание у кота, отёк - 18.01.17 13:34
. как устранить проблемы со стулом у котенка? - 18.01.17 19:32
. •   Сложная аденома молочной железы! - 18.01.17 12:44
. Кошка часто ходит в туалет - 18.01.17 13:15
.
Система Orphus


   

Круглосуточный ветеринарный центр "Зоовет"
Перевозка животных,
Правила публикации и копирования материалов.

Вызов ветеринарного врача на дом:
8 (495) 995-06-32, 8 (495) 747-77-05.


Многоканальный телефон: 8 (495) 775-94-24
Администрация клиники: administration@zoovet.ru
Администрация сайта: admin@zoovet.ru
Карта сайта | Реклама на сайте

ВетклиникаСобакиКошкиЩенкиКотята