В настоящее время существуют две версии того, как кошки, положившие начало британским короткошерстным появились на острове.
Согласно первой они прибыли вместе с римлянами (их правление закончилось в 410 году нашей эры). В письменных источниках Древнего Рима встречаются описания огромных мощных серых котов с острыми клыками и большими круглыми глазами, похожими на медную плошку.
По второй версии их могли завезти французские матросы, которые брали на корабль кошек, чтобы спасти провиант от крыс и мышей. А во Франции, в монастыре Гран-Шартре, монахи держали голубых, крупных кошек, охранявших винные подвалы и слывших прекрасными крысоловами.
Бесспорно одно, что это порода очень старая, поскольку уже Карл Линней (1707—1778) упоминал в своих работах шартрезов (второе название британской голубой кошки).
Тогда же название этой породы привел в своем «Универсальном словаре животных» Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707—1788).
Постепенно в результате природного скрещивания с местными дикими кошками появились животные с круглой мордой, яркими круглыми глазами, короткой, но очень густой шерстью. В XIX веке заводчики начали работу по выведению породы именно с этими кошками. Они хотели вывести животных с красивой внешностью, крепким здоровьем, аристократичным характером, выносливых и дружелюбных.
Неизвестно, как сложилась бы судьба породы «Британская короткошерстная», если бы не Харрисон Вейр, большой любитель кошек и основатель Движения любителей кошек. Он был устроителем первой фелинологической выставки, которая прошла в 1871 году в Лондоне в знаменитом Хрустальном дворце (Crystal Palace). Ему помогли мистер Юнг, большой любитель кошек, ставший судьей на выставке и мистер Вилкинсон, управляющий Хрустального дворца. Лучшей была признана 14-летняя британская короткошерстная кошка с окрасом голубой тэбби
( тогда признавался только голубой окрас). В 1898 году была выписана первая родословная.
Первая мировая война и Великая депрессия привели к спаду Движения любителей кошек. Качественных представителей породы осталось немного и то лишь благодаря тому, что в 1930 г. миссис Кит Вилсон заинтересовалась этой породой. Ее работа и помощь опытных заводчиков, помогли сохранить породу, в том числе и в годы Второй мировой войны. В 1930 году британцы получили свое название на латинском Felis catus kartusinoum.
После окончания войны заводчики пытались восстановить породу до довоенного уровня, но было трудно найти качественных породистых кошек, поэтому использовались домашние кошки со схожими чертами. Для быстрого восстановления породы пытались использовать персов, но британская короткошерстная была утвержденной породой и их потомство не регистрировали. Численность британских кошек продолжала уменьшаться.
Были и другие трудности: для улучшения генотипа заводчики использовали русскую голубую и Шартрез. Здоровье кошек улучшилось, но появились отклонения от стандарта. Пришлось вернуться к потомкам скрещивания британцев с персами. Работа продвигалась медленнее и труднее, чем можно было ожидать. Пришлось вновь обратиться к персам, заботясь о том, чтобы не проявлялись такие черты, как длинная шерсть и курносость.
Заводчики стремились к тому, чтобы Британская короткошерстная могла бы воспроизводить себя без привлечения других пород.
Короткошерстные домашние кошки из Великобритании издавна вывозились в Америку, однако регистрировались они, как «Домашняя короткошерстная». Американская Ассоциация кошек признала Британскую короткошерстную как самостоятельную породу только в 1950 году.
В 1980 году, через сто лет после первой выставки, CFA был утвержден титул Чемпионства для этой породы. Чуть позже, из породы Британская короткошерстная выделят породу Шотландская вислоухая, отличающаяся плотно сложенными ушами.