Тайну русской голубой кошки приоткрывает судьба породы, окутанная мифами и противоречиями. Путаница начинается с истории ее названий: русская, испанская, архангельская, мальтийская, экзотическая, иностранная, восточная и даже американская голубая. Похожих кошек видели и изображали, начиная с XVI столетия и до наших дней, на Кольском полуострове, в северных и центральных областях России, в Норвегии, Швеции, Дании, Прибалтике, Испании... Мнения о происхождении породы разделилась. Часть любителей кошек признает, что это коренная русская порода, другие утверждают, что к России она не имеет никакого отношения. Общеизвестно, что русская голубая в определяющей мере была породой английской селекции, одновременно фактом является и то, что она никогда не встречалась в Англии в естественных условиях. Противоречия коснулись и стандарта русской голубой, варианты которого в разное время и в различных странах предписывали ей треугольную или клиновидную форму головы, глаза круглые или миндалевидные, лапки овальные или круглые.
Русская голубая - одна из старейших пород. Она упоминается в английских хрониках, начиная с 1860 года. В некоторых странах давно образованы и успешно действуют Ассоциации и Клубы любителей русских голубых кошек .Русские голубые кошки очень любимы и многочисленны в США, Скандинавии, Японии, Германии и, конечно, в Великобритании. Почему "конечно" - да потому что русская голубая считается породой английской селекции, и лучшие особи - обладатели именно английских кровей. Вообще в происхождении русской голубой кошки есть много вопросов и неясностей: является ли эта порода русской, как следует из названия? какую страну следует всё таки считать исконной родиной русских голубых кошек.
Британские моряки, работавшие на торговых судах, привозили с побережья Белого моря, из Архангельска голубых кошек с серой шерстью и голубоватой кожей, которых охотно покупали жители гавани, потому что они отлично ловили мышей и обладали невиданным здесь густым и блестящим мехом, напоминающим морского котика или бобра. Возможно, что в Англии познакомились с ними гораздо раньше. Еще в 1553 году англичане основали в Архангельске факторию для вывоза древесины и мехов, тогда же могли открыть и голубых кошек. Существует легенда о том, что Екатерина II подарила голубую кошку английской королевской семье. Как бы то ни было, со второй половины XIX века начинается регулярный вывоз архангельских кошек в Англию. Их забирали с крестьянских дворов, а вместе с ними и русские лубочные картинки - первые изображения русской голубой. Картинки висели в русских хатах, их нехитрые сюжеты дошли до наших дней, например, как мыши кота хоронили. Интерес к кошкам возрастал и стало престижным заводить их в домах знати. Считается, что несколько голубых кошек были присланы ко двору царем Николаем II. Шли слухи о магической способности этих кошек отгонять злых духов, их подкладывали в колыбели младенцев.
В 70-х годах XIX века архангельскими голубыми заинтересовались английские любители кошек, которые решили использовать их для улучшения местных британских голубых кошек, шерсть которых не шла ни в какое сравнение с красивым серебристо-голубым плюшевым мехом иностранных кошек. В 1880 году архангельские кошки впервые были показаны на выставке, после которой начался интенсивный импорт из России и особенно много кошек было вывезено в 1883 году. До конца XIX века и в первом десятилетии XX-го архангельские кошки выставлялись в одном классе с британскими и французскими (шартрез) голубыми коротко-шерстными кошками. Их объединяли по окра-су. Из-за недостатка партнеров их нередко скрещивали с голубыми кошками по одну и другую сторону Ла-Манша.
На рубеже веков известнейшим селекционером архангельских голубых кошек стала г-жа Кэрью-Кокс, которая импортировала кошек из России и составила их первые характеристики. Она писала: "В 1890 году я получила Колю - прекрасную голу-бую с белым кошку. Ее вывезли с Кольского полуострова, который находится между Белым и Баренцевым морями. Она несколько раз меняла в открытом море хозяев и, наконец, была обменена в лондонских доках на баранью ножку. Коля была очень милой маленькой кошечкой с совершенно круглой мордочкой и очень мягкой шерстью. Она дожила до ноября 1900 года". Очевидно, что среди первых вывозных кошек попадались и биколоры, которые поначалу, возможно, участвовали в разведении наряду с одноцветными. Это объясняет появление время от времени белых пятен, медальонов и волосков в более позднем разведении, вплоть до наших дней. В 1893 году г-жа Кэрью-Кокс привезла из Архангельска кошку Ольгу, а затем Лимпопо, Москоу, Боярда, Фашиду, Одессу и Юлю. Они стали очень известны.
До нас дошли фотографии Юли и Боярда. Они несколько коренастее, чем современные русские голубые, форма головы более мягких линий, но, например, строение головы с заметно выраженными подушечками усов, 'положение и форма ушей, пропорции тела и короткая плюшевая "стоячая" шерсть очень близки современному представлению о породе и полностью совпадают с фенотипом нынешней аборигенной русской голубой кошки , какую можно увидеть , к примеру, в Архангельске или Дубне. В подписях , сделанных рукой Кэрью -Кокс под фотографиями , читаем " Юля , русская , Архангельск. Владелец и заводчик Кэрью- Кокс" , "Импортированный кот Боярд , родился в 1898 году".Юля попала к ней в 1901 году , а Боярд , знаменитый производитель питомника , стал предком многих английских русских голубых.
В 1903 году в Англии была издана "Книга кошек" мисс Симпсон , в которой ясно говорится , что русская голубая происходит из окрестностей Архангельска. Помещенные в ней заметки Кэрью- Кокс о русских голубых до сих пор актуальны: "Голубые короткошерстные кошки из России очень любимы как домашние компаньоны. Во все сезоны они выглядят ухоженными и превосходят всех других своей разумностью и воспитанностью. … Форма головы у большинства импортированных кошек скорее острая, чем круглая , некоторых из них кроме узкого худощавого лица отличают ещё и большие уши. Внутренняя сторона ушей слегка опушена , внешняя сторона покрыта нежным серебристым волосом. У некоторых импортированных кошек более круглая мордочка и круглая голова с маленькими ушками , расставленными шире. Этим кошкам отдавалось предпочтение на выставках". Исконно русским признаком породы считалась короткая , густая шерсть , которая резко отличала привозных кошек от британских голубых домашних кошек. Некоторые из привозных кошек были с янтарными или золотистыми глазами , но большинство имела зелёный цвет глаз. До 1912 года сохранялось первое название русской короткошерстной кошки: архангельская голубая.
Заслуги Англии в становлении породы неоспоримы: кошка была названа , её происхождение было установлено , впервые показана на выставке и получила описание . Однако почти одновременно с английскими опытами возникает разведение русской голубой в других странах Европы. В Норвегии был известен питомник"Кэнон Гильдерстоун" , от владельца которого получила в подарок племенную пару кошек Кэрью- Кокс. Кошки встречались в естественных условиях в северной Скандинавии , что по мнению некоторых исследователей породы, являлось ещё одним свидетельством их русского происхождения со времён викингов. В начале XX века архангельские кошки появились в США. В библиотеке Йельского университета есть документы , в которых упоминается русская голубая - описывается крупная серо-голубая кошка , которая принадлежала Алексею , сыну царя Николая II.
Важным событием в истории породы стало разделение голубых английских кошек на две категории - более тяжёлый голубой британский тип и облегченный иностранный голубой тип. В 1912 году было зарегистрировано новое название кошки"Форин блю"- иностранная голубая. Традиция этого названия до сих пор сохраняется в некоторых стандартах русской голубой , где тип телосложения описывается словом " иностранный".
Число поклонников породы увеличивается , и в 30-е годы создаётся Ассоциация любителей русской голубой кошки , уточняется стандарт , строгим требованием которого становится зелёный цвет глаз. Только в 1939 году в Великобритании впервые появляется название "русская голубая" и первые поколения кошек под таким названием выдвигаются со своим собственным выставочным классом.
Первая мировая война прервала разведение и поставила породу на грань уничтожения. Русских голубых сохранял британский зоопарк Данлоу, где всегда с большой симпатией относились к этой породе, которая очень пострадала во время войны. После войны кошек осталось мало, и чтобы спасти и восстановить породу английские и шведские заводчики начали скрещивание с сиамскими кошками. Они хотели создать новую' базу, улучшить цвет глаз и как можно дальше уйти от британского типа. Эксперимент продолжался долгие годы и, к сожалению, имел отрицательные последствия, такие как нарушение пропорций (вытягивание корпуса, головы и конечностей в длину) и формы тела (трубообразное строение), истончение костяка, уменьшение размера.
В начале 60-х годов русская голубая приобретает явные черты ориентального типа, это тревожит заводчиков и побуждает их объединиться и сформулировать новый стандарт в 1965 году, в котором нашли отражение основные стати современной русской голубой кошки. Сиамский тип был признан нежелательным. Основное внимание уделялось качеству шерсти, по-новому рассматривался профиль, важным элементом которого был угол надбровья, новое значение придавалось форме подушечек усов, которые становились отличительным выразительным элементом головы. Новый стандарт лег в основу всех последующих стандартов, а его основная тенденция - сиамофобия - до сих пор проскальзывает в новейших, например американских, стандартах с их описанием круглой формы глаз. После 65-го года худощавый тип русской голубой постепенно исчезает, чему способствовало и признание в 1972 году ориентальной голубой, к которой ушли последние русские ориенталы. Этот эпизод истории русской голубой может служить предостережением от опасных скрещиваний с чуждыми породами, которые приводят к появлению нежелательных и порой неустранимых генов, имеющих долговременные последствия для разведения. В пометах русских голубых изредка "проскакивает" пойнтовый сиамский окрас, а облегченный тип телосложения сохранялся на протяжении 80-х и 90-х годов. Этот тип все еще получает высшие баллы, например, на американских выставках.
В 70-е годы первоначальный тип русской голубой в целом был восстановлен. К этому времени на авансцену разведения выходят европейские питомники, прежде всего шведские, где заводчики давно и постоянно сотрудничали с английскими селекционерами. Разведение в Нидерландах поначалу опиралось на импортные линии: в 1965 году импортировали двух шведских кошек, а затем две кошки из США были адаптированы в голландском питомнике "Ван Берн де Сан-Пьер".
К селекции присоединяются бельгийские и, довольно успешно, швейцарские заводчики. Во Франции разведение носило эпизодический характер, а в Германии складывается группа энтузиастов с центром в Дармштадте. Пионером нового обращения к породе был питомник "Лауренбург" (заводчик фрау Вассиль), а очень популярным котом стал Попов, принадлежащий фрау Вебер, пропагандировавшей породу на страницах печати. Однако европейское разведение того времени не имело значительных последствий, возможно из-за вращения в достаточно узком кругу инбредных линий, которое привело к миниатюризации животных. После оживления 70-х годов последовал спад. Развитие породы, казалось, застыло в каком-то ожидании.
Со второй половины 80-х годов Восточная Европа открывается для Запада и очень медленно начинается приток свежих сил. В 90-х годах к разведению русских голубых кошек приобщается наконец Россия.
Как известно, первые русские голубые прибыли в нашу страну из Чехословакии, где использовались линии и методы европейского разведения. Чешские кошки наследовали красивую овальную форму крупных чисто зеленых глаз, шерсть преобладающих светлых тонов. Они в большей мере, чем европейские, оказались способны преодолеть последствия сиамизации, но полностью избавиться от "родовых пятен" сиамского типа не удавалось, поэтому костяк был слабоват, профиль прямоват, голова нередко узковата в нижней части, в текстуре шерсти не хватало подшерстка. Известными привозными котами были Armin Blue Orchid, Monty of Blue Planet, Erik z Daver, Cesar od Bystricky.
Пришельцы возбудили в России интерес к аборигенным фенотипичным русским голубым кошкам, которые были очень близки им по типу. Они возвращали к классической густой шерсти предков и правильным пропорциям тела и головы, хотя иногда недотягивали по окрасу (преобладали темные тона, не хватало "серебра" в шерсти). В 90-х годах к разведению подключили импортированных голландских котов, родословные которых содержали английские линии( Ikaros van Locust Valley, Nikolai Rimski Sjoeskavetsj, Wladimir van de Welpenburgt, Blue Velvet's Wassili).90-е годы оказались самыми плодотворными для становления русской голубой породы в России.