Ахалтекинская лошадь по экстерьеру производит незабываемое впечатление. Своеобразие форм, редкая красота, исключительная породность - вот характерные черты этой лошади.
Голова ахалтекинской лошади очень сухая, средних размеров. Профиль головы различный; часто встречаются выпуклый лоб (полугорбатый профиль), горбоносость и прямой профиль, реже вогнутый. Как отмечают проф. В. А. Щекин и К. И. Горелов, голова ахалтекинской лошади приставлена к шee под таким острым углом, которого нет ни у одной другой породы. Текинская лошадь несет голову под углом не меньше 45° к горизонту, а часто и более вертикально, и все-таки благодаря длинной шее и маленькой голове горизонтальная линия, проведенная на уровне губ лошади, нередко проходит значительно выше высшей точки холки, что также представляет собой своеобразие породы и чего мы не видим ни у арабской лошади, ни у чистокровной. Уши средней величины, красиво вырезанные, очень подвижные. Глаза большие, выразительные. Ноздри широкие, расстояние между ганашами большое. Шея очень длинная, часто тонкая, прямая, поставлена высоко.
Холка у ахалтекинских лошадей высокая. Грудь узкая, ребро плоское, глубина груди достаточная, высоконогость ярко выражена. Спина растянутая, часто мягкая. Поясница бедна мускулатурой. Круп или прямой, иди умеренно спущенный. Бедро длинное, хорошо одето мускулатурой. У ахалтекинской лошади часто встречается узкая постановка переда, косолапость передних ног внутрь и саблистость. Ноги очень сухие, сухожилия хорошо отбиты. Запястье недостаточно выражено; козинец - явление редкое. Подплечье длинное, пясть короткая. Копыто небольшое, нередко наблюдается низкопятость. Челка, грива и хвост жидкие, щетки отсутствуют. Шерсть короткая и блестящая. Наиболее часто встречаются масти - гнедая, серая, буланая, вороная и рыжая; характерно, что шерсть имеет особый металлический блеск.
Основными отрицательными чертами экстерьера ахалтекинской лошади является недостаточное развитие груди как в ширину, так и в глубину, излишняя высоконогость и растянутость при мягкой спине и, наконец, относительная бедность кости.
Жизнь туркмен проходила в постоянных военных походах, набегах, стычках, и качество их лошадей было для них практически вопросом жизни и смерти. Конь был настоящим боевым другом туркменского воина, готовым, если нужно, защищать его при помощи зубов и копыт. Таким узам способствовали особые условия, в которых веками выращивались ахалтекинцы. На краю суровой пустыни Каракумы растительность, появившаяся ранней весной, выгорает уже к маю. Кочевники не могли держать табуны лошадей на выпасе, корма выращивались на поливных землях. Поэтому коней держали по одному-два на привязи у юрты и кормили их с рук. Заботились текинцы о своих конях так, как не заботился ни один степной кочевник.
Корм, пусть в небольших количествах, но самый лучший и калорийный: отборный ячмень, высушенная люцерна в снопиках, лепёшки, смазанные бараньим жиром. В экстремальных ситуациях в походе туркмены даже набивали рот коня салом.
Особенности кормления, традиционного тренинга и использования — сочетание резвых скачек на короткие дистанции и длинных изнурительных походов — всё это сказалось на экстерьере и интерьере (внутренних особенностях) породы: лошади стали поджарыми и сухими, без лишнего жира, необыкновенно выносливыми и не требовательными к количеству (но не к качеству) пищи.
Чтобы уберечь лошадь, стоящую под открытым небом, от зноя и холодов, её постоянно укрывали попонами из кошмы. В особо холодную погоду лошадей даже заводили в юрты. Жеребёнок рос как член семьи, окружённый лаской и вниманием.
В результате ахалтекинец стал лошадью с чрезвычайно тонкой психической организацией. Он умён, горд и не привык выставлять свои чувства напоказ. Его симпатию надо заслужить, но уж тому, кто сумеет стать ахалтекинцу другом, он будет служить верой и правдой и будет готов идти за своим хозяином в огонь и воду.
Ахалтекинец очень хорош для верховой езды, его движения эластичны и неутомительны для всадника. Ахалтекинцу можно доверить ребёнка и быть уверенным, что лошадь не причинит всаднику никакого вреда. При этом грубость или пренебрежение ранят текинца гораздо сильнее, чем многих других лошадей, а уж постоять за себя он умеет. Как и все чистокровные лошади, ахалтекинец никак не соответствует роли «спортивного снаряда», безропотно выполняющего любые требования всадника, он требует особого подхода. Поэтому многие спортсмены, привыкшие к более флегматичным и безотказным полукровным лошадям, считают ахалтекинцев тяжёлыми в работе. Но в руках умного и терпеливого всадника ахалтекинец способен на настоящие чудеса.
Масть
Масть ахалтекинцев несколько напоминает золотистый цвет барханов. В результате искусственного отбора ахалтекинцы приобрели очень богатый и своеобразный набор мастей: помимо «обычных» гнедой, рыжей, вороной и серой, в породе встречаются редкие осветленные «желтые» масти: буланая, соловая и изабелловая. Ещё одна особенность мастей ахалтекинцев — широкое распространение яркого золотистого оттенка, встречающегося помимо ахалтекинской только в донской, буденновской и карабахской породах, несущих в себе текинскую кровь. «Золотистость» ахалтекинских мастей имеет глубокие исторические корни и восходит ещё к лошадям Парфии и Бактрии. Есть в породе и другие необычные оттенки мастей, например, бронзово-светло-рыжий (с оттенком шерсти, приближающимся к соловому) с темными гривой и хвостом, редчайший игреневый, некоторые варианты нестандартной пегости (отметистости) и седины. Яркие и необычные оттенки золотисто-буланой, золотисто-соловой, изабелловой мастей постоянно привлекают внимание к ахалтекинским лошадям. Соотношение мастей в породе на протяжении менялось, например, в 20-х годах XX века самой многочисленной была серая масть, а в конце XX века — гнедая и буланая.
Будучи потомками диких и одомашненных лошадей, которые выращивались в условиях суровой пустыни и жили в песках Каракумов, ахалтекинцы не могли не унаследовать от своих предков невероятную выносливость и приспособленность к окружающим условиям. Именно условиям вязких песков ахалтекинцы обязаны своим необычным аллюрами: во время движения шагом и рысью, кажется, что лошадь плавно плывёт над землёй, не касаясь её ногами. Такой способ передвижения помогал ахалтекинцам с лёгкостью ходить даже по зыбучим пескам.
Несмотря на свою тонкую нежную кожу и очень короткую шерсть, ахалтекинская лошадь может переносить температуру в широком диапазоне — от −30 до + 50 °C, а также серьёзные перепады температур. Она может резвиться в российских снегах так же, как и в туркменских песках.
Внешняя хрупкость породы скрывает невероятную выносливость. Как повествуют историки, были случаи, когда раненый в бою сабельным ударом ахалтекинец уносил на своей спине двух взрослых мужчин, уходя с ними по зыбучим пескам. Да и в наши дни выносливость ахалтекинской породы неоднократно подтверждали рекордные многодневные походы и спортивные пробеги. Самый знаменитый пробег на ахалтекинцах состоялся в 1935 году по маршруту Ашхабад—Москва. Это расстояние было пройдено за 84 дня, причем пески Каракумов всадники преодолели за три дня без остановки на еду, питьё или сон. Все лошади остались здоровы и дошли до Москвы. Победителем того памятного пробега стал буланый жеребец Тарлан.