Порода, требующая однако подробного описание, — это арденская. Выгода разведение и потребление арденских лошадей кажется была известна и ценима еще двадцать веков тому назад, потому что, когда в 57 году до Р. Хр. Юлий Цезарь пришел в Галлию, то в нынешней Бельгии он нашел „крепкую, выносливую местную породу", коренную форму, без сомнение, арденской нашего времени. При Императоре Нероне в Арденнах были приобретены 4 кобылы для его личного пользования.
В 732 г. один аббат расположенного в Арденнах монастыря св. Губерта ввез несколько арабских жеребцов, оставшихся во Франции после поражение при Туре эмира Абдуррахмана. Это первое скрещивание с лошадьми восточной крови было повторено во время крестовых походов и имело видимо последствием то, что и в средние века, и в XVI-м и XVII-м столетиях, арденские лошади пользовались особенной славой боевых коней. Непреложный факт, например, что Тюренн, войско которого долгое время было расположено около Трира, пользовался для ремонта своей кавалерии арденскими лошадьми. Во время отечественной войны 1812г. Наполеон I не мог нахвалиться неутомимыми орденами. Мы знаем, что в пределах нашей родины в продолжение одной ночи французская армия потеряла 30.000 лошадей; арденская же довольствовалась, подобно казачьей лошади, соломою, покрывавшею крыши крестьянских изб, и противостояла всем трудностям. — Юлий Цезарь, Тюрейн и Наполеон II Какая лошадиная порода может в своей истории сослаться на более славные имена? — К сожалению, развитие арденской расы в течение последних лет не шагнуло вперед. Да оно даже не остановилось, а в нем можно констатировать сильно наводящей на раздумье регресс. Троякие причины вызвали это достойное сожаление состояние, а именно: 1) плохое воспитание, 2) массовый вывоз лучших заводских экземпляров, без малейшаго внимание к интересам заводов, и 3) замена их тяжелыми, лимфатичными лошадьми бельгийской, фландрской и французской равнин.
Упадок начинается уже со времен первой французской империи. Наступивший после опустошительных войн той эпохи недостаток заводских лошадей побудил заводчиков прибегнуть к бельгийским и фландрским жеребцам тяжелейших пород.
Благодаря такому скрещиванию, скоро нельзя было узнать арденскую лошадь. Тяжелые лимфатичные жеребцы и скудное вскармливание, которое совершенно исключало всякое прибавление веса, совокупно привели к столь печальным результатам, что коневоды начали искать какого-нибудь исхода. Как к таковому, обратились к легкому першерону, пользовавшемуся тогда большим почетом. Стали делать опыты с ним, но желанные успеха не достигли и ардена добрые старые времени вернуть не могли.
Средняя арденская лошадь в настоящее время мало походит на своих славных предков. Последние были хорошо сложенными, энергичными, скорее легкими лошадьми, ростом в 1, 42 — 1, 52 м. Во всяком случае и у них оставалось желать кое-чего большего; скакательные суставы, например, могли бы быть лучше; но в общем все их достоинства имели такой значительный перевес над недостатками, что этим легко объясняется оказываемое им всеми предпочтение. Совершенно иначе обстоит дело с нынешними арденскими лошадьми.
У них недостатки решительно преобладают над существующими еще достоинствами. Конечно, мы говорим здесь только про средний, общий тип, потому что кое-где можно еще встретить чрезвычайно удачные экземпляры среди арденской породы, это дело очевидное и мы можем подтвердить его ссылкой не только на свои личные наблюдений. "По общественному поручению, пишет гр. Врангель, я должен был озаботиться покупкой некоторого количества арденских заводских лошадей (всего 32 головы), что меня вынудило посетить большинство заводчиков, живущих даже в самых отдаленных горных местностях. Таким образом, мое знание арденской лошади основано на долголетних, собранных на месте ее родины, наблюдениях, и так как мне удалось среди многочисленные непригод-ного материала выискать заводских лошадей, встретивших всеобщее одобрение, —как, напр., гнедого жеребца "Бижу", удостоенные на большой конской выставке в Мальмо приза за лучшую лошадь всей выставки, — я думаю, я смею утверждать, что арденская порода может еще быть спасена. Пока должны мы констатировать, что арденская лошадь низшего класса, — и к сожалению таковая многочисленнее всех, — отличается от предков своих следующими признаками: рост: 1, 50— 1, 58 м.; тяжелая невыразительная голова; мало мускулистая шее; опущенный затылок; длинная, мягкая спина; дурно приставленный хвост; слабые передний ноги с такими же суставами и сухожилиями; плоский копыта; бедные мускулами голени; коровий постав задних ног; полные пороков скакательные суставы; французская постановка передних конечностей; лимфатичный темперамент".
Много лучше оказываются, во всяком случае, гораздо реже встречаемые лошади высшего класса.
Рост тот же; но зато у них имеются следующий преимущества: четырехугольная выразительная голова, широкая, мускулистая шее, объемистое туловище, соответствующее требованиям упряжной службы плечо, сильная спина, удовлетворительные, хотя не безупречные конечности, округленные и крепкие суставы, хорошее сложение и энергичный темперамент.
Менее удовлетворителен сильно свислый круп, которому у лошадей и этого класса не хватает длины и ширины. Средний вес составляет 600 килогр. Ход ни в каком отношении не выдающийся, но не может быть назван и плохим. Мы должны подчеркнуть сказанное гр. Врангелем, что представители этого типа составляют все сокращающееся меньшинство. Едва одна десятая всех лошадей, удостоенных в бельгийских коннозаводских округах имени „арденских", принадлежат к последним; остальные девять десятых — неудавшиеся продукты бесцельного, изобилующего лимфатичными элементами производства помесей. Бывший профессор Петровской академии П. Н. Кулешов, командированный в Бельгию за покупкой жеребцов для ферм Министерства Земледелий, вполне подтверждает вышесказанное.
Употребительный в бельгийских Арденнах способ воспитаний едва ли может быть хуже. В течение всей зимы стоят молодые животные в тесных и темных конюшнях, где им кладется только грубый и скудный корм, мякина и т. п.; летом они переходят на горные пастбища, не везде однако заслуживающий восхвалений, а по достижении 2-х-летняго возраста, их сейчас же привлекают ко всем случающимся работам, что, благодаря гористой местности и плохим дорогам, всегда дурно отзывается на слабых и без того суставах.
Друзья арденских лошадей питали надежду, что с изданием "Stud-book national des chevaux de la race beige" (publie par la societe des eieveurs beiges et dresse par P. Troupin-Moren. Liege. 1886), будет положен конец этому безотрадному положению. К сожалению, эта книга по коннозаводству вышла не в том виде, в каком ее ожидали, В нее вносятся все встречаемые в Бельгии холоднокровные расы. До 1910 г. вышло 17 томов этого своеобразные студ-бука. Существует ли вышедшая в Брюсселе родословная книга кобыл, в этом мы никак не можем с уверенностью убедиться, хотя должно допустить, что "La societe nationale des eieveurs beiges" не прекратило столь важные ведений достоверных родословных записей. К тому же кажется и правительство начинает дарить вниманием разведение арденской породы. Во всяком случае время тому приспело, чтобы поддержать ардена, эту крепкую, энергичную горную породу и не дать ей исчезнуть в лимфе раздувшегося бельго-француза.
В провинциях Намюр и Люттих встречается еще кондрозанская порода, представляющая середину между арденской и брабантской породами. С тех пор, как влияние брабантской породы в бельгийском коннозаводстве усилилось, кондрозанская порода стала вытесняться брабантской.
Лучшие заводы арденских лошадей у нас следующие: Государственный Хреновской (с. Хреновое, Бобровск. у., Воронежской губ.), Великого Князя Дмитрий Константиновича (с.Дубровка, Полтавской губ.), Великого Князя Петра Николаевича (Чесменский завод, Воронежской губ.), нacлeдников П. А, фон-Бильдерлинга (им. Заполье, Лужск. у., Петерб. губ.), К. Я. Паля (той же губ. и у., им. Наволок), А. А. Померанцева (Ряжск. у., Рязанск. губ.), К. А. Шиловскые (с. Андреевское, Сапожковск. у., той же губ.), Ф. Д. Смагина (с. Константиновка, Саранск, у., Пензенск. губ.) и кн. В. С. Кочубее (с. Жуки, Полтавск. губ.).
По нашим наблюдениям и наблюдениям многих компетентных лиц, арденских первоклассных лошадей можно иметь в Бельгии у гг. Морга (Morgat a Gedine), Матьё (Mathieu a Noville les Bastognes) и Никэ (Niquet a Foy). Во французских Арденнах встречают следующие типы у нижепоименованных заводчиков:
1) Старую арденскую породу (редкую): в Мулен-де-ла-Пиль (Moulin de la Pile), у Рёвен (Revin) между Монтерме (Montherme) и Жив (Gives), также и в окрестностях Вире Вальран (Vireux Wallerand).
2) Двойного пони ирландского типа, продукт первого, но улучшенный более тщательным вскармливанием: в Мазуресе, Турнеса, кантоне Ренвец и в окрестностях Рокруа (Rocroi).
3) Тяжелую рабочую кобылу, коротконогую, сбитую, широкую, мускулистую, с ногами из стали и превосходными копытами: в Ранве (Renvez), Марби (Marby), Мобере (Maubert) и Шамплэне (Champlin).
4) Продукт скрещиваний полупородных кобыл и жеребцов-пер-шеронов: в Дамузи (Damouzy).
5) Тяжелых жеребцов: в Ла Бержери (La Bergerie), общине Мон-корне (Montcornet), в Элизоне (Elison) и Мэмби (Maimby—Signy-I'Abbaye).
6) Лошадей всех родов, встречаемых в Арденнах в округе Ретель (Rethel).
Разводимая во Франции арденская лошадь, пользовавшаяся в свое время большим почетом, в настоящее время почти совершенно вытеснена бельгийскою родственною кровью. Большинство французских заводчиков заимствуют бельгийский материал, скупая отъемышей этой породы, тем не менее французская арденская лошадь обыкновенно уступает в качествах на конкурсе с бельгийскими. На международной конской выставке в Париже 1900 г. конкурировали 37 французских и 28 бельгийских арденских лошадей в одном классе, для получений 24 призов. В результате только 2 приза достались французам, все же прочие получили бельгийцы.
У нас, как указывалось выше, арденов разводят во многих заводах, но действительно хорошего (чистого) ардена встретить трудно и оно очень жаль, так как нам неоднократно приходилось видеть прекрасные результаты от скрещиваний этой скороспелой и высоко константной породы с нашими крестьянскими кобылами.
В окрестностях Седана и Вузье существует еще превосходная порода, которая формами и прочими качествами напоминает лучшие экземпляры бретонской горной расы.
Очень рекомендовать можно и лошадь из Габэй (Habay). Она во всяком случае меньше средней арденской, но превосходит последнюю крепостью, энергией и выносливостью. К сожалению, арденская порода подвергается во Франции такому усиленному скрещиванию с першеронами, что первоначальный тип скоро совсем исчезнет. Число имеющихся во французских Арденнах наличных лошадей не должно вообще превышать 25, 000 голов. Что же касается собственно воспитаний, то главным образом им занимаются в деревнях, лежащих между Реймсом и Ретелем, как напр.: в Витри (Vitry), Сернэ (Сегпау), Жю-нивиле (Juniville), Ланёвиле (Laneuville), Биньикуре (Bignicourt), Базанкуре (Bazancourt) и т. д.
Относительно цен в бельгийских Арденнах в последнее время, особенно с франко-прусской войны, произошло значительное повышение. За жеребцов-трехлеток 4000 фр., за молодых жеребых кобыл 2000 фр., и за жеребят-сосунков 500—600 фр.; вот средний цены за сколько нибудь годный материал. За выдающиеся экземпляры платят еще гораздо больше. "Мне предлагали, напр., пишет гр. Врангель, на большой международной конской выставке в Париже 5-ти-летняго арденского жеребца, за которого владелец, не моргнув глазом, спрашивал 10, 000 фр."! В 1900 г. два арденских жеребца были выведены в Швецию, причем за одного заплачено 12.000 фр., за другого 16.000; "Spiroy" жеребец-чемпион на всемирной выставке в 4-х летнем возрасте был куплен в Венгрию за 25.000 фр.
Вывоз лошадей из Бельгии весьма значителен. В 1900 году вывоз имел перевес над ввозом, а в 1910 ввоз несколько превысил вывоз. Назначенные от правительства премии за выдающиеся продукты коннозаводства подверглись поэтому значительному повышению. В восточной Фландрии, например, высшая премий за жеребца 5000 фр., но удостоенный ею жеребец может быть продан на сторону только под условием, что владелец вернет премию. Впрочем премий эта получается не сразу, а выплачивается в продолжение 5 лет по частям. Если в течение этих 5 лет названный жеребец оказывался полезным производителем, то заводская комиссий может назначить ему еще дальнейшую премию, не свыше 800 и не ниже 500 фр. Цель этих высоких премии, к которым государство приплачивает 20.000 фр., заключается конечно в том, чтобы противодействовать производимому в широких раз-мерах вывозу лучших заводских лошадей, особенно английскими и американскими барышниками. Причина возрастающего ввоза лошадей может быть объяснена тем, что Бельгия ныне сделалась главным рынком торговли английскими выводными лошадьми.
По правилам премирований, награды разделяются на местные и за сохранение (prix de conservation). Расходы по премиям уплачиваются в размере половины государством, другая половина—провинциями. В 1898 г. всего было расходовано 272791, 4 франка на премии. Из них государство уплатило 163281, 8 франка. С 1892 г. правительство установило национальные премии, для чего вся страна была разделена на 4 области; в каждой из последних назначают 4 национальных премии по 1500 фр. и золотые медали для жеребцов, получивших первый приз на провинциальных выставках.
Кроме того правительство выдает Обществу "Societe Nationale du cheval de trait beige" субсидию в 20.000 франков и 24.000 фр. для раздачи премиями.
Очень интересно и утешительно узнать всем стремящимся поднять столь близко стоящую к уничтожению породу, что, как сообщает Е. Гайо в своем сочинении "Les chevaux de trait francais", купленных на рынках Намюра и Живо бельгийских однолеток едва можно узнать по истечении некоторого времени, проведенного ими у своих новых владельцев, заводчиков (eieveurs) в соседних французских округах Ретеле, Вузье и Рокруа. Гайо по этому поводу пишет: "Тяжеловесные, пузатые и простые животные выказывают через несколько месяцев, —хотя способ вскармливаний и оставляет желать лучшего, такую энергию, которую вообще никогда и не встретишь у бельгийских лошадей и кроме того известное благородство, вовсе им не свойственное, если им не удается в самом нежном возрасте перейти через границу. Это превращение бывает настолько полное, что ввезенное животное не делает больше впечатлений отпрыска своего племени. Отсюда вытекает, что бельгийские коннозаводчики могли бы через целесообразное улучшение вскармливаний, обыкновенно у них непростительно скверного, воспитать, без особенного труда, превосходных и способных лошадей из своей арденской породы".
Лошадей этой улучшенной породы можно встретить у заводчиков в Марне и других местах. Везде таковые выполняют всевозможные полевые работы, к полному удовольствию своих владельцев; да, они положительно исполняют должность "Одной прислуги", потому что в большинстве случаев местный крестьянин держит только одну лошадь, которая должна расплачиваться за все, также как есть и люди, которые одинаково хорошо и охотно выполняют всякую работу.
Что касается наконец значений арденской лошади при скрещивании с другими породами, то, как мы говорили уже выше, значение это весьма велико и согласно опытам многих сельских коннозаводчиков в Швеции, Саксонии, Тюрингии и Ангальте, оно должно цениться очень высоко. В изданном А. фон Миддендорфом в 1872 г. "Berich-tende Zuchtungstudie" ("Сельское коннозаводство лифляндского рыцарства в Торгеле") сказано по этому поводу: "В опытах коннозаводства в Торгеле, Гелленорме и Корасте превосходные наследственные способности арденских лошадей превзошли всякий ожиданий. Арденский тип почти наверное преодолеет считаемый древним и чистым тип клеппера, настолько верно, что с каждым разом доказывает, какой вред приносит и на поприще коннозаводства суеверие, которое мы, каждый по своему, возводим в догмат веры, вместо того, чтобы идти все вперед и вперед и свободнее осматриваться кругом.
Средний весь выпущенных в 1872 г. и проданных с аукциона 4-х-летних арденских клепперов равнялся 970 русским фунтам, колеблясь между 800 и 1200". В настоящее время Торгельский завод к сожалению изменил взглядам покойного академика и перестал пользоваться арденской кровью.
„В 1873 г. в Швеции по моей инициативе, говорить гр. Врангель, были предприняты обширные скрещиваний с арденскими лошадьми, как жеребцами, так и кобылами. Если достаточно двадцатилетнего срока, чтобы составить себе сколько-нибудь верное суждение о результатах производимого в больших размерах скрещивания, то шведские заводчики имеют полное основание остаться на избранной ими дороге, потому что до сих пор, с каждым новым поколением, свидетельства о заводских достоинствах арденских лошадей становились все благоприятнее. Самое большое распространение скрещивание с арденскими лошадьми имело место в провинции Вестерготланд. Находящиеся там арденские жеребцы бывают случаемы средним числом с 70 — 80 кобылами ежегодно. Граф Гамильтон, имеющий в своем, находящемся в названной провинции, имении „Бломберг" маленький завод арденской породы, сообщал мне, что с 1877 по 1886 г. была произведена случка 1085 кобыл с его жеребцами. Отзыв этого серьезного заводчика приводит к тому, что туловище и конечности обыкновенно плохо сложенной местной породы в сильной степени улучшаются благодаря скрещиванию с арденской расой. Как на особенно утешительное и подающее большие надежды обстоятельство, указывает гр. Гамильтон на то, что рожденные и вскормленные в Швеции арденские лошади, относительно скорости, правильности форм и способностей, далеко превосходить ввозимых производителей той же породы". Другой заводчик, барон Эссен из Льунгхема, говорит, „что каждое новое поколение арденской помеси приобретает все благоприятнейшие формы, без убыли для достигнутой в первых поколениях массы".
Из этих заявлений шведских заводчиков выясняется то же, сделанное и во Франции, наблюдете, что улучшенным вскармливанием можно повлиять исправляющим образом на внешние формы арденской породы. Поэтому можно советовать во всех странах, где арденской породе, благодаря ее меньшей тяжести и большей выносливости, оказывают при скрещивании предпочтение перед английскими рабочими лошадьми, обеспечивать относительное количество чистопородных заводских животных не исключительно только постоянным ввозом, но и рационально веденным воспитанием. По нашему убеждению, через это утратили бы всякое значение те упреки, которые делались арденским помесям, особенно в Германии и у нас в России.
К сожалению, не имеется достоверных сведений о сделанных в Германии опытах над арденской породой. Мы должны ограничиться только ссылкой на то, что замещенный графом Лендорфом, Оберландшталмейстер генерал Людериц решительно отдавал предпочтете при своих покупках тяжелых заводских жеребцов лошадям арденской расы.
Следовательно, господствующее в Германии направление коннозаводства по-видимому ей благоприятствует. В Рейнской провинции получились прекрасные результаты от скрещивания арденской породы с местными и выращиваемая ныне в Рейнской провинции лошадь бельгийской крови на Парижской выставке имела огромный успех. Ясно, что Рейнские коннозаводчики серьезно взялись за дело, и намерены представить сильную конкуренцию французам. В 1907 г. на сельскохозяйственной выставке в Дюссельдорфе Рейно-бельгийская лошадь имела новый триумф. Лошадь эта охотно покупается ремонтерами для нужд артиллерии.
В австрийских случных депо были помечены в „перечне казенных жеребцов" 1891 г. 96 арденской и „валлонской" породы. Название „валлонская" специально австрийского изобретения. В Бельгии и во Франции напрасно будут спрашивать „валлонов". Надо предполагать, что управление австрийского коннозаводства называет так помеси тяжелых франко-бельгийских рабочих пород.
Объезжая наши конские выставки, разбросанные по всей России, мы неоднократно имели случай убедиться в поразительной константности ардена и его блестящем влиянии на наше захудалое крестьянское коневодство.