Ваш город:
Круглосуточно, без выходных:
Энциклопедия болезней
Здесь вы можете найти различные заболевания животных классифицированные по разным категориям
Энциклопедия симптомов
Этот раздел поможет вам определить какие симптомы соответствуют определенной болезни
Энциклопедия заблуждений
Опровержение широкораспространенных заблуждений, касающихся животного мира
Словарь ветеринарных терминов
Найдите значение любого интересующего вас ветеринарного термина
Публикации специалистов
Представлены статьи по наиболее актуальным вопросам. Для Вашего удобства статьи разбиты по рубрикам.

Хакнэ

Экстерьер: Обычно масть гнедая, темно-гнедая, вороная и рыжая, очень редко чалая. Часто встречаются белые пятна на голове и ногах. Голова маленькая и очень экспрессивная, профиль прямой, немного \\\"бараний\\\", с широким лбом; глаза большие и блестящие, ушки маленькие, подвижные. Шея очень изящная в основании, длинная, мускулистая и немного изогнутая, глубоко входящая в туловище, очень плотная.
Хакнэ
Происхождение: Великобритания
Масть: гнедая, вороная, рыжая
Высота в холке: 1, 42 - 1, 60 м
Использование: упряжка, седло
Экстерьер: Обычно масть гнедая, темно-гнедая, вороная и рыжая, очень редко чалая. Часто встречаются белые пятна на голове и ногах. Голова маленькая и очень экспрессивная, профиль прямой, немного "бараний", с широким лбом; глаза большие и блестящие, ушки маленькие, подвижные. Шея очень изящная в основании, длинная, мускулистая и немного изогнутая, глубоко входящая в туловище, очень плотная. Спина чаще плоская, но мускулистая и сильная, с правильным углом наклона, но не длинная.

Холка чаще всего низкая, спинопоясничная линия прямая и достаточно короткая, круп длинный, закругленный и широкий. Живот глубокий с длинными и выпуклыми ребрами, грудь развернутая, брюшная полость втянутая. Хвост приподнят вверх. Конечности тонкие, но плотные: предплечья длинные и мускулистые, пясти широкие в диаметре и достаточно плоские, сухожилия сухие и гибкие, скакательные суставы имеют правильный угол наклона, очень эластичные и низкие. Бабки слегка изогнутые, копыта круглой формы, маленькие, с очень упругой роговой мозолью.

История: Широко известна теория, согласно которой хакнэ происходит от древней породы норфолк роадстер (порода рысаков), скрещенной с местными лошадьми йоркширом, арабом, чистокровной верховой и лошадьми, происходившимы из Испании и северо-восточных областей Англии. Эти лошади были грубее и толще современных хакне, основная характеристика которого - ширина и гибкость движений одновременно с очень показательным шагом. Этих качеств удалось добиться путем скрещивания с Денмарк, Лорд Дерби II и Конфиденс - очень известных жеребцов хакнэ.

Слово «хакне» пришло в английский язык из Средневековья, нормандского диалекта французского языка: так называли тип некрупных, легких, спокойных, выносливых и удобных под седлом верховых лошадей. Тогдашних хакне можно было встретить и везущими крестьянина на рынок, и работающими на ферме, и под седлом охотника. Хакне, конечно, в благородстве не могли сравниться с боевыми конями под седло рыцаря, однако стоит учесть, что боевой конь в Средневековье носил название «дестрьер», то есть «лошадь правой руки» – потому что рыцарь садился на него только во время сражения, в походе же он ехал на лошадке попроще, а ценнейшего «дестрьера» вел правой рукой в поводу – дабы не утомлять. Нетрудно догадаться, что под седлом у него в этот момент легко мог оказаться вездесущий работяга-хакне.

Надо сказать, хакне ценились достаточно высоко: Генрих VII даже запретил их вывоз из страны. Лошади из графства Норфолк заслужили хорошую рекомендацию еще в XII веке: в одном из манускриптов они названы «годными для вооруженных всадников». Три столетия спустя норфолкские хакне занимали почетное место в королевских конюшнях, а в XVII веке они широко использовались в кавалерии. Так что когда еще через столетие в Восточной Англии начала формироваться легкоупряжная порода, получившая впоследствии мировую известность, для нее уже существовала добротная основа.

Интересно проследить, как менялось значение самого слова «хакне». Довольно долго под хакне не подразумевали определенной породы. Некоторые исследователи считают, что во французском языке это слово происходит от испанского «хака», то есть «кляча» или «мерин». Однако хакне викторианской эпохи – это уже изящная экипажная лошадь, особенно на высокой, красивой рыси. В XIX веке словом «хакне» стали обозначать просто наемную лошадь и даже наемный экипаж. Кэбы, наподобие тех, в которых ездил Шерлок Холмс, тоже именовались «хакнеями», то есть наемными. В 1878 году, когда английские рысаки наконец получили свой студбук, название «хакне» было выбрано для породы как не связанное с какой-либо географической областью. К тому времени различия, существовавшие между норфолкскими, йоркширскими и линкольнширскими родстерами, уже стерлись. Появлению современного типа хакне способствовала мода на изящные экипажи и эффектные выезды.

Старый тип родстера отличался дельностью, выносливостью и силой, но ему часто недоставало породности, он был простоват и грубоват. В хакне эти недостатки были исправлены. В то же время в корне изменился характер движений: хакне характеризует очень высокий вынос передних ног, что, естественно, сказывается на скорости. Как заметил один специалист, «Если другие упряжные лошади имеют назначение возможно скорее увезти экипаж, скрыться из виду, то хакне, наоборот, движется так, чтобы возможно дольше оставаться на виду». Хакне стал излюбленной лошадью знати для прогулок в экипаже по парку. Однако даже когда порода хакне уже сформировалась, некоторые заводчики продолжали разводить родстеров старого типа, хотя они уже не имели прежнего значения.

В 1883 году в Норвиче было основано Общество заводчиков хакне. С самого начала одним из основных направлений общества стало влияние на прогресс породы при помощи выставок: первое национальное шоу хакне было проведено уже в 1885 году. Особой популярности выставки хакне достигли в начале XX века: в 1911 году на лондонской выставке было 626 участников.

Хакне всех размеров. Кроме обычной лошади хакне, существует и ее уменьшенная копия: хакне-пони. Так называют всех хакне ниже 142 см. Записывают их в один и тот же студбук, так что, строго говоря, это одна порода, хотя, конечно, заводчики, предпочитающие «полноразмерных» хакне и хакне-пони, работают с разными линиями. Любопытно, что в настоящее время в США до 95% хакне являются пони.

Хакне-пони вывел во второй половине XIX века житель Кумбрии Кристофер Уилсон, известный также как изобретатель силоса. Он скрещивал лошадей хакне с феллскими и отчасти уэльскими пони, а потом тщательно селекционировал помеси при разведении «в себе». Лучшим его жеребцом был рожденный в 1866 году сын йоркширского рысака Сэр Джордж. Чтобы закрепить его элегантность и высокий ход в потомстве, Уилсон прибегал к инбридингу на Сэра Джорджа. Кристофер Уилсон хотел получить не просто уменьшенную копию хакне, но лошадок с некоторыми особенностями аборигенных пород. Так, его пони круглый год содержались на пастбищах. Однако на облике современных хакне-пони это практически не сказалось: они выглядят как миниатюрные полукровные лошадки.

Еще в XIX веке новый тип английского рысака быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и в других странах. Завозились хакне, хотя и в небольшом числе, и в Россию. Прекрасные представители этой породы были у графа Зубова в Ковенской губернии: на Всероссийской выставке в Москве в 1910 году его лошади были удостоены высшей награды.

В Соединенных Штатах порода переживала настоящий бум в «веселые девяностые» XIX века: тогда экипаж, запряженный хакне, стал неизменным атрибутом богатых горожан восточного побережья. Первый хакне-пони появился в Новом Свете в 1872 году – это была кобыла Стелла. Многие лучшие жеребцы, участвовавшие в создании хакне-пони, импортировались в Америку в разгар своей заводской карьеры; значительное число жеребцов, рожденных за океаном, возвратилось на «историческую родину», так что разведение хакне в этих двух странах имеет тесные родственные связи. В начале XX века хакне активно экспортировались в Канаду, Австралию, Аргентину, Новую Зеландию и Южную Африку. В Голландии сегодня хакне даже больше, чем в Великобритании, правда, среди голландских лошадей много нечистопородных, с примесью гельдерландской крови. А у себя на родине хакне далеко не самая процветающая порода: в год регистрируется всего около ста жеребят.

Хакне разводятся в чистоте. Исключение сделано только для чистокровной верховой породы, но прилитие английской крови допускается только через кобыл. Полукровная кобыла записывается в племенную книгу хакне, но кроют ее обязательно чистопородным жеребцом. Правда, такие скрещивания не очень-то популярны среди заводчиков – возможно, из опасения, что полукровка не унаследует в полной мере характерный для хакне высокий ход.

«Парадёры» на параде. С распространением ав томобилей рысакам-хакне пришлось окончательно уступить роль транспортного средства «железным коням». После Первой Мировой войны интерес к породе начал заметно ослабевать, а к сороковым годам будущее хакне виделось весьма туманно, и только энтузиазм любителей породы спас дело. Теперь главным применением английских рысаков, спасительным для породы, стал шоу-ринг. Основным направлением селекции стало совершенствование эффектных характерных движений и тех качеств, которые отличают любую лошадь для шоу. Например, такая лошадь должна уметь красиво подать себя, всем своим видом притягивать восхищенные взгляды.

На шоу хакне демонстрируются в специальных одноместных экипажах или в руках. В центре внимания судей – качество характерных движений на рыси. По сути шоу хакне – это своеобразные соревнования, придуманные специально для этой породы. Состязания проводятся по различным классам: отдельно кобылы, мерины и жеребцы, пони и большие лошади, «драйверы»-любители и профессионалы, бывают и «закрытые» классы для женщин-наездниц. Лошади демонстрируют свои способности на разной скорости. Более медленная, но и более эффектная, величественная рысь у американских специалистов носит название «парковой» – именно так, наверное, ездили по дорожкам городских парков щеголи XIX века. Особые требования предъявляются к внешнему виду хакне. Раньше существовала традиция англизировать хвосты – купировать на расстоянии примерно в шесть дюймов от репицы. Какой-либо практической необходимости эта операция не несла, и в 1948 году в Великобритании был принят закон, запрещающий англизирование хвостов как жестокое по отношению к животному и совершенно ненужное. В США хвосты у части хакне англизированы, а у части имеют свой естественный вид. К англизированному хвосту полагается заплетать гриву в четырнадцать маленьких косичек, если же хвост длинный, то и грива оставляется незаплетенной.

Помимо одиночных запряжек, на шоу хакне можно увидеть пары, тандемы и даже четверики. Подбор лошадей в запряжку требует особого внимания, ведь помимо роста, масти и экстерьера они должны подходить друг другу и по особенностям движений. В тандеме вперед, «на унос», часто запрягают лошадь более изысканных форм и с более эффектным ходом, а коренником ставят коня помощнее.
О лошадях...и не только
Запечатление красоты

«...Когда я леплю лошадь, то ощущаю ее присутствие рядом со мной, запах ее тела, волнение гривы, движения ушей… Лошадь – это совершенные формы, просто постараться передать их – уже задача для творца...».

Александр Чернощеков, скульптор

Говорят, что лошадь – это самое прекрасное завоевание человека. Но если природа подарила нам подобное совершенство, то люди, которым дано «видеть», открыли для нас лошадь с точки зрения произведения искусства. Они – поэты, художники, скульпторы, музыканты – создавали и создают великолепные произведения во славу лошади, чем умножают ее значимость. Они сохраняют для нас мгновения красоты...

Не надо только думать, что мы обязаны этим лишь мастерам прошлого – искусство не перестает существовать: в это мгновение уже, может быть, создается очередной шедевр, который порадует людей и через века. Все творцы в разные периоды своей жизни оказываются тронутыми красотой коня, его формами. А некоторые отводят лошади почетное место в своей творческой карьере.

Один из последних – Александр Чернощеков, скульптор, наш современник. Наверное, он унаследовал это свое умение видеть и чувствовать от отца, занимавшегося живописью, а также из окружавшего его в детстве мира – просторных степей, чудесных садов Алма-Аты, где он родился, местной природы, которая неотделима от обитателей этих мест. Здесь острей чувства и горячей кровь, здесь включаются неведомые нам, жителям больших городов, древние законы. Не случайно цитатой к статье я взяла отрывок из произведения Павла Васильева, поэта, воспевавшего хмельные степи и свободу, людей и животных.
Александр выбрал для себя профессию скульптора, поскольку, по его признанию, он родился с желанием лепить. И теперь, работая в столице всех изящных искусств – Санкт-Петербурге, он вновь, подобно своим предшественникам, как Петр Клодт или Евгений Лансере, пытается решить сложный вопрос передачи формы в скульптуре, возможность передать экспрессию в материале. Любимая тема для Александра – лошади, собаки, дикие звери.

У скульптора имеется в запасе огромное количество техник и разнообразие материалов. Александр выбрал для себя самый классический материал и один из сложнейших – бронзу. Веками произведения из бронзы ценились очень высоко. Ее отличные литейные качества позволяют скульптору воспроизвести мельчайшие детали натуры, а благородство материала неизбежно притягивает взор – в бронзовой скульптуре особая стать. Со временем она только приобретает ценность, и внешний вид ее улучшается с годами – старость бронзе к лицу. Чтобы мы могли любоваться тончайшей работой, художник работает с точностью ювелира – бронза требует особого отношения, но ведь и ценится она на вес золота.
Как и у пары всадник-лошадь, у скульптуры есть свой язык, на котором автор «говорит» со своим произведением. Результат подобного диалога – появление произведения искусства. Вот только не каждому доступен этот язык. Как объясняет сам Александр, скульптурный объем должен особым образом воздействовать на зрителя, и художнику важно понять, как передать в нем то, что он видит перед собой. Это не просто анатомически точная лепка лошади. Создавая произведение искусства, автор пытается передать впечатление, эмоции. Для скульптора это достаточно сложная задача, ведь он работает в трехмерном пространстве. Слепить лошадь исходя из анатомической правильности уже сложно, но еще сложней сделать форму притягательной для зрителя, так, чтобы нам хотелось прикоснуться к работе, смотреть на нее, чувствовать за этой работой личность художника.
Творческую жизнь художника во многом создают заказы. Собственно для этого и работает мастер – создать красоту для человека, который ее ценит. Благодаря таким людям мы можем сегодня созерцать многие предметы искусства, картины, фрески. Связь художник – заказчик очень интересна с точки зрения художественного процесса. Человек, не являющийся художником, участвует в создании произведения искусства, он предоставляет свои мечты, пожелания в руки творца, и тот, переработав их через свои особенные, свойственные только этому данному художнику, чувства и ощущения, заставляет появиться на свет результат сотрудничества.

Анастасия НАУМОВА
Спасибо проектам
Справочник Альберто Сольди, Конный мир №5 2004 г, Дмитриева Е.
http://www.thehorses.ru/text_p/p_38.htm
http://zoo-dom.com.ua/breed/380/66600461/1002193
http://www.konevoz.ru/index.php?id=641&subid=1597
http://www.equestrian.ru/photo/breed/109
Конный мир №4 за 2005 г

Здоровья Вам и Вашим питомцам!
© 2024 Команда «ЗООВЕТ»
Мы всегда рады Вам помочь!
Круглосуточная консультация:
+7 (495) 775-94-24
Запись на прием
clients@zoovet.ru

Возврат к списку