Ваш город:
Круглосуточно, без выходных:
Энциклопедия болезней
Здесь вы можете найти различные заболевания животных классифицированные по разным категориям
Энциклопедия симптомов
Этот раздел поможет вам определить какие симптомы соответствуют определенной болезни
Энциклопедия заблуждений
Опровержение широкораспространенных заблуждений, касающихся животного мира
Словарь ветеринарных терминов
Найдите значение любого интересующего вас ветеринарного термина
Публикации специалистов
Представлены статьи по наиболее актуальным вопросам. Для Вашего удобства статьи разбиты по рубрикам.

Кабардинская

Современная лошадь кабардинской породы относительно некрупна. Средние промеры племенных кобыл составляют: высота в холке -149,5 см, обхват груди -178 см и обхват пясти 18,5 см (данные IV тома Госплемкниги). Лошади этой породы имеют универсальный тип сложения, позволяющий использовать их в работе под седлом и в упряжи. Однако значительная часть породы характеризуется более ярко выраженными верховыми чертами и восточной породностью.
О породе
Северный Кавказ. Природа щедро одарила его изумительным ландшафтом, чудесной лечебной водой и богатыми угодьями альпийских лугов.Исстари у народов, населявших эти земли, основным родом занятий было отгонное животноводство. Многотысячные гурты скота, отары овец, табуны лошадей, зимуя в предгорных долинах, летом выходили на высокогорные плоскогорья и пологие склоны многочисленных балок, густо покрывая эти благодатные пастбища.
Отгонное животноводство не могло быть столь значительным по своему объему и продуктивности без повседневного использования выносливых, крепких, способных проходить в самых трудных участках горной местности лошадей. Не только перегоны и пастьба скота, доставка всех необходимых грузов были невозможны здесь без лошади, но и охрана животных от нередких здесь угонов требовали резвую, послушную руке всадника лошадь, способную в любых условиях не подвести хозяина.
Междоусобные войны и стычки, так характерные для большинства народов Кавказа, на протяжении многих столетий также делали лошадь важнейшим для людей средством существования. В этих социально-экономических условиях и проходило формирование самобытных пород лошадей горной зоны Северного Кавказа.


Экстерьер.

Кабардинская лошадь имеет средней величины голову с удлиненной лицевой частью. Профиль головы чаще горбоносый, но встречается и прямой. Уши длинные, стоячие, с характерным вырезом. Шея средней длины, плоская, часто оленья, с низким выходом, кадыковатая. Холка средней высоты, длинная, хорошо выраженная. Спина и поясница несколько растянутые, но очень прочные. Провисание спины и слабость поясницы редки. Круп свислый, закругленный. Грудь глубокая, ребро длинное и округлое. Передние конечности правильно поставлены, козинец бывает как исключение. Задние конечности саблисты и сближены в скакательных суставах. Ноги очень сухие, с хорошо отбитыми сухожилиями. Копыта правильной формы, с крепким рогом. Конституция здоровая, крепкая. Масть преимущественно гнедая, но встречаются также вороная, караковая, рыжая и серая.

Чрезвычайно интересную и важную работу по укрупнению кабардинской лошади провел завод имени И. В. Сталина. Первоначально племенной состав завода не отличался по промерам от других племенных хозяйств. Однако в результате внедрения в практику работы завода методов передовой мичуринской науки, сочетавших регулярное, полноценное кормление всего племенного поголовья, направленное воспитание молодняка с целеустремленным отбором и подбором, были достигнуты выдающиеся результаты в деле увеличения калибра кабардинской лошади. Для сравнения приводятся промеры конского состава завода имени И. В. Сталина и других племенных хозяйств/

Весь массив кабардинских лошадей распределяется на три типа: основной, восточный и густой. Все эти типы являются желательными: восточный, как источник верхового направления, густой, как дающий капитальных лошадей, особенно пригодных для интенсивного сельского хозяйства и основной, как сочетающий в себе свойства крайних типов.

Кабардинская лошадь отличается высокой работоспособностью в условиях длинных маршей. Труднейший переход вокруг Кавказского хребта общей протяженностью 3000 км был совершен зимой 1935 г. в 47 ходовых дней, в среднем по 63, 9 км в сутки. Особенно трудными участками пути были переходы через Клухор и Сурамский перевал, а также Водонасосная - Девичи (84 км), совершенный при встречном 11-бальном штормовом ветре. Через месяц участники этого перехода совершили скоростной пробег Пятигорск - Ростов. Весь путь, длиною 600 км, по грязной дороге, был пройден за 5 дней, максимальный суточный переход равнялся 150 км. Следует упомянуть о пробеге на 100 км, совершенном кобылой Азой за 4 ч. 25 м.

Блестяще проявили свои кавалерийские качества, а также выносливость и неприхотливость кабардинские лошади во время Великой Отечественной войны.

Кабардинские лошади хорошо работают в упряжи. В испытаниях на силу тяги они прошли до 1200 м с тяговым усилием 170-180 кг. На испытаниях, организованных Ставропольской ЗОС коневодства 10 парных запряжек с грузом по 1100 кг на пару прошли 15 км за 2 часа и после непродолжительного отдыха вернулись назад, пройдя 15 км за 1 ч. 31 м.

Кабардинские лошади очень ловки и смелы; на головокружительной высоте над обрывом спокойно идут они по узкой горной тропе под всадником или вьюком, хорошо переправляются также через бурные горные реки.

Современная лошадь кабардинской породы относительно некрупна. Средние промеры племенных кобыл составляют: высота в холке -149, 5 см, обхват груди -178 см и обхват пясти 18, 5 см (данные IV тома Госплемкниги). Лошади этой породы имеют универсальный тип сложения, позволяющий использовать их в работе под седлом и в упряжи. Однако значительная часть породы характеризуется более ярко выраженными верховыми чертами и восточной породностью.

Эти лошади имеют, как правило, легкую сухую голову со слегка горбоносым профилем, средней длины шею, сравнительно слабо выраженную холку, прочную спину и поясницу, наклонный, хорошо обмускуленный круп, неширокую, недостаточно глубокую грудную клетку, прочные конечности; задние обычно несколько саблисты. Масть кабардинских лошадей преимущественно гнедая. Особенно ценятся лошади с ярким, "вишневым" оттенком. Основным репродуктором породы является Малкинский конный завод Зольского района Кабардино-Балкарии.
Районы распространения
Ни одна из конских пород Кавказа не получила столь широкого распространения и популярности, как кабардинская. Если раньше южная граница ее распространения шла по северному склону Главного Кавказского хребта, то в настоящее время зона кабардинской лошади значительно расширилась и охватывает Краснодарский и Ставропольский края, Кабардинскую, Дагестанскую и Северо-Осетинскую АССР, Грозненскую область, Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую ССР.
Происхождение
История не дает нам достоверных сведений о происхождении этих пород. Однако с большой степенью уверенности можно говорить о том, что в их основе лежали степные лошади скифов, просматривались черты лошадей монгольских завоевателей, ногайских лошадей, а также облагораживающее влияние лошадей Средней Азии и Ближнего Востока и в первую очередь арабской лошади.

В центральной части северокавказского региона, по обе стороны от водораздела рек черноморского и каспийского бассейнов, и возникли две наиболее известные горные породы лошадей: кабардинская и карачаевская.

Легенда адыгейского народа (к адыгам относятся черкесы, адыгейцы и кабардинцы) гласит, что родоначальником черкесской лошади (прародительницы кабардинской породы) стал мифический жеребец Альп, вышедший к людям из пенных волн Черного моря. Кабардинская лошадь на протяжении многих веков разводилась и совершенствовалась исключительно как верховая порода, предназначавшаяся в основном для военных целей и мало использовавшаяся в целях хозяйственных. Огромные табуны принадлежавших кабардинским князьям лошадей содержались летом на знаменитых Зольских пастбищах восточного Приэль-брусья, проводя зиму в относительно малоснежных районах Прикумья. Качества верховых кабардинских лошадей были столь высоки, что они пользовались широкой известностью и за пределами Кавказа. Многие тысячи лошадей поставлялись для казачьих войск и регулярной армии России. Развитие на Северном Кавказе товарных отношений, земледелия и овцеводства в XIX веке сильно ослабили базу табунного коневодства, а высокий спрос на лошадей в значительной мере ослабил селекцию их по качественным признакам. Гражданская война повлекла за собой резкое сокращение численности кабардинских лошадей, лучшие табуны были разграблены. Восстановление коневодства в регионе было начато уже в середине двадцатых годов путем создания государственных конных заводов. С большим трудом собранные немногочисленные чистопородные лошади кабардинской породы положили начало ее возрождению. Создание государственной заводской конюшни и формирование племенных коневодческих ферм в хозяйствах Кабардино-Балкарии позволило в короткий срок достичь впечатляющих результатов.

Кабардинская лошадь вновь приобрела некогда присущие ей ценные качества, что сделало ее одной из наиболее распространенных на Кавказе, а также известной за его пределами. Большое количество кабардинских лошадей в составе кавалерийских частей Красной Армии прошло путь от Сталинграда до Альп, проявляя исключительную выносливость и проходимость. На специальных испытаниях в суточных пробегах кабардинские лошади проходили дистанцию до 250 км, а некрупная кобыла Аза под горским седлом и с полной выкладкой прошла 100 км за 4 часа 25 минут, что не повторила ни одна другая лошадь. В наше время кабардинская порода лошадей продолжает сохранять за собой славу одной из лучших горных пород. Разведение этих лошадей в чистоте дает отличную продукцию для хозяйственных нужд и в первую очередь для обслуживания животноводства, а также для массовых видов конного спорта, для горного туризма и проката. Скрещиванием с жеребцами чистокровной верховой породы получена ценная породная группа англо-кабардинских лошадей. Эти лошади наследуют многие ценные черты горной материнской основы, имея в то же время значительно больший рост, лучшую резвость, более правильное строение экстерьерных статей и обладает спортивными задатками, позволяющими использовать их в классических видах конного спорта, особенно в троеборье и конкуре.


Вадим ПАРФЕНОВ
http://www.horseplanet.ru/
Содержание лошадей
Кабардинская лошадь разводится и содержится в табунах. Зимой при неблагоприятной погоде лошадей укрывают в затишах и подкармливают сеном. Случка в основном косячная. Выжеребка происходит в табунах. Жеребята находятся под матерью без подкормки. Отъем производится осенью. Первую зиму жеребята проводят на зимних пастбищах, расположенных на солнечных склонах гор; их подкармливают сеном, а в племенных хозяйствах и овсом. Весной табуны пасут в долинах, к концу весны переводят в горы на субальпийские и альпийские пастбища. Осенью табуны возвращаются в предгорье. Лучший молодняк в полуторалетнем возрасте изымают из табунов и переводят на конюшенное содержание, после чего заезжают и тренируют.
Племенная работа.

В кабардинской породе заложен ряд линий: Атласа, Борея, Даусуза, Зураба, Учинари и закладываются новые - Даржо, Орлика 92 и Фунта.

Внук Борея жеребец Бармен (рис. 15) является продолжателем линии Борея и состоит производителем в конзаводе имени И. В. Сталина. Кроме того, ведется работа по восстановлению линий ряда выдающихся производителей кабардинской породы.

Кабардинская лошадь в основном улучшается "в себе", но одновременно были проведены широкие опыты скрещивания кабардинских лошадей с чистокровными верховыми

Скрещивание с чистокровной приводит наряду с увеличением роста к уменьшению длины туловища, в результате создается квадратный формат лошади. Помеси чистокровной верховой и кабардинской пород отличаются высокой резвостью: 1200 м-1.25, 4; 1500 м-1.44.

Работоспособность помесей при пробегах также заслуживает внимания; например, из 6 стокилометровых пробегов 5 выиграли чистокровно-кабардинские помеси.

Высокую работоспособность помесей подтверждают результаты пробега вокруг Кавказского хребта. При работе в горах помеси уступали чистопородным кабардинским лошадям.

Главнейшими конзаводами, разводящими кабардинских лошадей, являются: завод имени И. В. Сталина в Ставропольском крае, Куларский в Грузинской ССР и Кабардинский в Кабардинской АССР. В настоящее время работают Черкасский (в Ставропольском крае) и Кабардинский (в Кабардинской АССР) госплемрассадники кабардинских лошадей. Ведется ГПК кабардинских лошадей.

Кабардинская порода принята в качестве улучшающей в Краснодарском и Ставропольском краях, Грозненской области, Кабардинской, Дагестанской, Северо-Осетинской АССР, Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР.
О лошадях... и не только
СТРЕМЕНА

Возникновение стремени

Во II веке нашей эры в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Теперь всадник залезал на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги. Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что только в этой стране имела место унификация верховых и колесничных лошадей. Колесницы и конница использовались в индийских армиях параллельно. Причём конница кшатриев напоминала нумидийскую - действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае - кривыми мечами.

За пределы Индии это замечательное изобретение, однако, не вышло - в других странах всадники обычно носили обувь и не могли воспользоваться колечком под большой палец. Но двумя веками позже китайцы придумали увеличить кольцо настолько, чтобы в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда большие возможности всаднику, чем кольцо под палец, пригодное только для упрощения посадки.

Стремена решили разом массу проблем - ездить теперь можно было сколь угодно быстро, можно было совершать прыжки через препятствия: всадник приподнимался на стременах, спасая таким образом свой тыл от сокрушительных ударов. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести. Можно стало вертеться в седле и свешиваться с него, нанося удары в разные стороны. Наконец, возможность пускать лошадь галопом многократно увеличила эффективность атаки наездом.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при лихом замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже - и сабли. Стремя стало распространяться по миру стремительно, ведь, в принципе, и здесь важна была только идея - всякий народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии - причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.


Теория пользования стременами

Подгонка стремени по руке (приблизительная) делается в деннике.

В седле стремя подгоняют по верхнему обрезу задника сапога или по щиколотке.
Правильность подгонки стремян проверяют, стоя на стременах так, чтобы между седлом и телом всадника проходил кулак. Перед выходом из денника заправить стремя.

Заправка стремян:

а. Поднять стремя по нижнему ремню путлища
b. Путлище продернуть внутрь стремени
в. Закрепить путлище вокруг опорной части стремени


СЕДЛА

Строевые и казачьи седла
Долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов. Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. В настоящее время строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе, для съемок кинофильмов.

Спортивные седла
Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, стипльчеза, для высшей школы верховой езды, вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров и потника.

Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикоснове-ния с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У скаковых седел крылья более поставлены вперед, так как во время скачек всадник стоит на стременах, выдвигая вперед ноги. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.

Сиденье делают из кожи. Оно дает возмож-ность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.

Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятству-ет образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.

Подпруги изготавливают из тесьмы. Современное спортивное седло чаще всего имеет две подпруги, ко-торые с помощью пряжек и приструг плотно охватыва-ют снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.

Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер - специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.

Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла - максимально облегченные, предназ-наченные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу. Спортивные (кроме вольтижировочного) и скаковые седла весят намного меньше строевых и казачьих: от 0, 5 до 9 кг

Здоровья Вам и Вашим питомцам!
© 2024 Команда «ЗООВЕТ»
Мы всегда рады Вам помочь!
Круглосуточная консультация:
+7 (495) 775-94-24
Запись на прием
clients@zoovet.ru

Возврат к списку