СТРЕМЕНА
Возникновение стремени
![](/pet/m6720.jpg)
Во II веке нашей эры в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Теперь всадник залезал на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги. Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что только в этой стране имела место унификация верховых и колесничных лошадей. Колесницы и конница использовались в индийских армиях параллельно. Причём конница кшатриев напоминала нумидийскую - действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае - кривыми мечами.
За пределы Индии это замечательное изобретение, однако, не вышло - в других странах всадники обычно носили обувь и не могли воспользоваться колечком под большой палец. Но двумя веками позже китайцы придумали увеличить кольцо настолько, чтобы в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда большие возможности всаднику, чем кольцо под палец, пригодное только для упрощения посадки.
Стремена решили разом массу проблем - ездить теперь можно было сколь угодно быстро, можно было совершать прыжки через препятствия: всадник приподнимался на стременах, спасая таким образом свой тыл от сокрушительных ударов. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести. Можно стало вертеться в седле и свешиваться с него, нанося удары в разные стороны. Наконец, возможность пускать лошадь галопом многократно увеличила эффективность атаки наездом.
![](/pet/m6719.jpg)
Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при лихом замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже - и сабли. Стремя стало распространяться по миру стремительно, ведь, в принципе, и здесь важна была только идея - всякий народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии - причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.
Теория пользования стременами
Подгонка стремени по руке (приблизительная) делается в деннике.
![](/pet/m6718.jpg)
В седле стремя подгоняют по верхнему обрезу задника сапога или по щиколотке.
Правильность подгонки стремян проверяют, стоя на стременах так, чтобы между седлом и телом всадника проходил кулак. Перед выходом из денника заправить стремя.
Заправка стремян:
а. Поднять стремя по нижнему ремню путлища
b. Путлище продернуть внутрь стремени
в. Закрепить путлище вокруг опорной части стремени
СЕДЛА
Строевые и казачьи седла
Долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов. Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. В настоящее время строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе, для съемок кинофильмов.
Спортивные седла
Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, стипльчеза, для высшей школы верховой езды, вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров и потника.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикоснове-ния с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У скаковых седел крылья более поставлены вперед, так как во время скачек всадник стоит на стременах, выдвигая вперед ноги. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возмож-ность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
![](/pet/m6722.jpg)
Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятству-ет образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.
Подпруги изготавливают из тесьмы. Современное спортивное седло чаще всего имеет две подпруги, ко-торые с помощью пряжек и приструг плотно охватыва-ют снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.
Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер - специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла - максимально облегченные, предназ-наченные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу. Спортивные (кроме вольтижировочного) и скаковые седла весят намного меньше строевых и казачьих: от 0, 5 до 9 кг