Ваш город:
Круглосуточно, без выходных:
Энциклопедия болезней
Здесь вы можете найти различные заболевания животных классифицированные по разным категориям
Энциклопедия симптомов
Этот раздел поможет вам определить какие симптомы соответствуют определенной болезни
Энциклопедия заблуждений
Опровержение широкораспространенных заблуждений, касающихся животного мира
Словарь ветеринарных терминов
Найдите значение любого интересующего вас ветеринарного термина
Публикации специалистов
Представлены статьи по наиболее актуальным вопросам. Для Вашего удобства статьи разбиты по рубрикам.

Карабаирская

Лучшие карабаиры разводились в районе Бухары, Самарканда а Ферганы. Славились также ура-тюбинские карабаиры. Предполагается, что в крови у них течет кровь гиссарских горных жеребцов.
Сходство карабаиров с туркменскими лошадьми отмечал автор начала прошлого века в книге \\\"Новый и полный опытный коновал...\\\", указывая, что среди них встречается много лошадей пегой масти.
О породе
Одной из малоизвестных в Европе, но довольно оригинальных пород лошадей является карабаирская. Наряду с киргизской породой она наиболее распространена в Средней Азии. В Московской Руси карабаиры были известны под именем "бухарских лошадей". Карабаиры имеют голову сухую, с прямым профилем и с широким лбом, глаза большие, открытые, блестящие; уши большие, подвижные. Шея средней длины с резко очерченным горлом, с небольшой и редкой гривой. Холка выше средней, незаметно переходящая в прямую короткую спину (хотя встречаются довольно хорошие скакуны с слегка горбатой спиной — наследием киргизской породы). Поясница крепкая, круп широкий и немного свислый, с довольно высоко приставленным хвостом. Грудь широкая и глубокая. Постав ног довольно широкий, ноги стройные, сухие, с резко выраженными сухожилиями. Лопатки косо поставленные, предплечье несколько длинное. Копыто небольшое, бабка косая, щетки едва заметные. Живот несколько подтянут. Недостатком карабаиров считается саблистость и коровий постав ног.

Рост значительно ниже текинцев, 142—156 см, средний для жеребцов 148 см, для кобыл — 146 см. Масть преимущественно гнедая разных оттенков и вороная, реже серая.

В общем карабаиры отличаются красивыми формами, кротостью нрава, выносливостью, большой энергией, крепостью копыта и размашистым шагом.

В настоящее время (1935 г.) выдающихся карабаиров осталось немного. Более мощным заводом, разводящим карабаиров в центре карабаирского коневодства, является конный завод № 76, в котором карабаирские матки представлены в очень хороших экземплярах, и улучшение ведется, главным образом, путем чистого разведения и частично скрещиванием кобыл недостаточно хорошего сложения с английскими чистокровными жеребцами.

Один из современников, знаток конских пород, писал в XIX столетии: "Лошади сии (бухарские) имеют много сходства с лошадьми туркоманскими, от коих они действительно происходят. Они очень хороших статей и довольно рослы". В древности китайцы называли карабаиров "та-ванскими" лошадьми, т.е. гетскими, так как "та-ван" - название местности, где кочевали геты во II веке до н.э. Карабаиры превосходные лошади, которые одинаково хороши как под седлом, так и в упряжи.

В породе существует легкий верховой и густой упряжной типы. По поводу названия "карабаир" (местное - "коробоир") существует предположение, что произошло оно от слияния двух слов: "корб" - по арабски "лошадь" и "багир" - "верблюд", или видоизмененное "коробаир" (лошадь-верблюд) - лошадь, заменяющая верблюда, то есть, вьючная. Арабы, нуждающиеся в транспорте при переходах по южному горному Туркестану, прилив кровь своих лошадей к местной горной породе, могли создать породу лошадей, способную с большим вьюком легко передвигаться с войсками по горам. Поэтому позднее это название трактовали так: "каро" - "чисто", "баир" - "доморощенная".

Родоначальниками карабаиров считаются различные выводные кони из Аравии и исторический конь Буцефал Александра Македонского. Карабаиры произошли от смешения местных узбекских кобыл с туркменскими жеребцами. Прямая, сухая и свободно приставленная голова карабаира невелика. В отличии от текинца , карабаир имеет широкую шею средней длины. Высокая холка, прямая спина с короткой и широкой поясницей, длинный, слегка спущенный круп с густым, высоко поставленным хвостом составляют портрет карабаира. Его дополняют широкая мускулистая грудь и глубокая подпруга. Мускулистые бедро и широкая голень обеспечивают энергичные движения карабаира как в горах, так и в песках. Карабаирская лошадь имеет много достоинств, начиная с внешнего нарядного вида, прекрасного темперамента и большой понятливости, отличных аллюров, особенно, шага.

На Востоке привыкли ездить не спеша, так как спешить и торопиться - значит ронять свое достоинство. Для таких поездок был выработан особый аллюр - "юрга", - нечто среднее между шагом и рысью. Скорость юрги составляет 8-9 км./час. Таким аллюром, не утомительным для всадника, лошадь могла проходить без устали большие расстояния.

Сходство карабаиров с туркменскими лошадьми отмечал автор начала прошлого века в книге "Новый и полный опытный коновал...", указывая, что среди них встречается много лошадей пегой масти.

Красочное описание верхового карабаира оставил в прошлом веке путешественник Н.Северцов: "Туркменский джигит... с гордой осанкой, с выражением полнейшего самодовольства на лице ехал рысью на своем прекрасном гнедом карабаире... Этот дивный конь, проехавший с небольшим в двое суток 340 верст, почти без корма, еще был в теле, бодро раздувал ноздри, храпел и играл под удалым седоком, то и дело немного приподнимаясь на дыбы, когда тот, слегка понукая ногами, укорачивал поводья, чтобы насладиться огнем своего неутомимого скакуна".

Лошади эти ценились высоко, употреблялись как парадные выездные кони. Бухарский хан дарил их своим придворным наравне с аргамаками. Карабаиры сильны, горячи, очень резвы, отлично прыгают через препятствия, незаменимы на охоте. Они легки, поворотливы, выносливы, поэтому в народных играх типа "козлодрания" используются в основном лошади этой породы. Они легко двигаются в горных районах и в песчано-степных пространствах. "Карабаиры составляют весьма красивую породу лошадей, ростом они бывают с лошадей узбекских, но некоторые стати, например, голову и ноги, заимствовали от аргамака, их считают в Бухаре за хороших скакунов, часто используют в игре "кок-буре", - писал знаток лошадей в прошлом веке.

У узбеков существует легенда, что жеребята карабаиров часто рождаются с небольшими, едва заметными крыльями у лопаток. Хозяин жеребой кобылы должен присутствовать при выжеребке, чтобы подхватить новорожденного жеребенка на руки. Затем, через некоторое время, когда крылья становятся совершенно невидимыми, бережно опустить его на землю. Родившийся, таким образом, жеребенок будет обладать выдающимися способностями в скачке. Если же родившийся жеребенок падает прямо на землю, то крылья обычно тотчас ломаются и жеребенок навсегда лишается своих выдающихся способностей. Владельцы держали своих лошадей почти круглый год на конюшне, под навесом или посреди двора на приколе на сухом корме и только ранней весной на месяц-полтора выпускали на траву в степь или в сады, а часто кормили свежескошенной люцерной дома.

Карабаира, принадлежавшего состоятельному владельцу, чистили по несколько раз в день и всегда держали под попонами. Летом лошадей постоянно мыли и купали в арыках, иногда надолго ставя их в холодную проточную воду для укрепления ног.

Упряжные карабаиры отличались силой. Пример грузоподъемности карабаира приводит русский путешественник Кавройский : "На конном базаре один арбакеш (извозчик) покупал у другого карабаира, которого испытывали следующим образом: на двухколесной арбе стоя, держась один за другого, разместились 15 человек, шестнадцатый, сам хозяин, сидел на спине у лошади. Нагруженную таким образом арбу карабаир несколько раз спустил по крутому склону к реке и вывез обратно".

Лучшие карабаиры разводились в районе Бухары, Самарканда а Ферганы. Славились также ура-тюбинские карабаиры. Предполагается, что в крови у них течет кровь гиссарских горных жеребцов.

В последнее время возрождается интерес к этой уникальной аборигенной породе. Для стран Западной Европы карабаиры могут представлять интерес как универсальная упряжно-верховая лошадь для прогулок и спорта.
О лошадях...и не только
Транспортиpовка лошадей

Перед отправкой лошади должны пройти установленный карантин и все необходимые ветеринарно-санитарные обработки. В день отправки лошадей осматривают ветврачи, и животных с признаками заболеваний отстраняют от погрузки.

Каждый вид транспортировки имеет свои особенности, поэтому сопровождающие лошадей лица должны быть соответствующим образом проинструктированы.

Транспортировка лошадей по железной дороге. Перед погрузкой лошадей вагоны, намеченные для их перевозки, осматривают ветврач с представителем хозяйства-отправителя и ветврач железнодорожной станции.

Вагоны следует предварительно промыть и продезинфицировать. В стенах вагона не должно быть торчащих гвоздей или других острых предметов.

Для транспортировки лошадей заблаговременно нужно заготовить оборудование из досок или гладких жердей. Для каждой помощи делают кормушку, желательно съемную. Для сена лучше всего использовать в дороге специальные сетки - рептухи.

Тренер заранее намечает план расстановки лошадей, исходя из индивидуальных особенностей их характера и пола. Жеребцов необходимо грузить отдельно от кобыл.

В вагон типа "пульман" можно загрузить до восьми лошадей, по две в четыре ряда, но в этом случае затруднен подход к лошадям и остается мало места для размещения имущества, фуража и для самих проводников. Лучше в один вагон грузить шесть лошадей, по две у задних стенок вагона и по одной впереди них.

Лошадей в железнодорожные вагоны грузят со специальных платформ или погрузочных площадок. Необходимо иметь деревянный трап шириной 2 м со специальными крючками для сцепления с вагоном, а если он имеет боковые откосы, то его ширина может быть 1, 2 - 1, 4 м. Трап прижимают дверью вагона, а по бокам его можно положить по кипе прессованного сена. Сначала заводят одну за другой двух лошадей, которые должны стоять у задней стенки вагона. Поставив их рядом головой к стенке, одновременно начинают поворачивать в одну сторону, сбоку лошадь, оказавшуюся при этом с наружной стороны. Поставив лошадей рядом головой к выходу, закрепляют грудную перекладину, а затем разделяют их продольной перекладиной.
Укрепив доски или жерди, лошадей привязывают к грудной перекладине и продолжают погрузку другой пары к противоположной стенке вагона. Затем обе пары лошадей отгораживают еще одной поперечной перекладиной, которая будет служить задней стенкой для впереди поставленной лошади.

Заведя поочередно двух лошадей, их ставят напротив друг друга у стенки вагона, противоположной входу. Каждую лошадь также отгораживают грудной и продольной перекладинами, а на свободное пространство вагона грузят корма, снаряжение и другое имущество.

Во время погрузки нельзя шуметь, так как лошади, попав в необычную обстановку, нервничают и волнуются. Если какая-нибудь, особенно молодая, лошадь не хочет идти в вагон, надо использовать принцип сигнальной преемственности, то есть вводить ее за старшей и более спокойной лошадью. Лишь в крайнем случае следует втягивать лошадь в вагон с помощью веревки или ремней, охватывающих заднюю часть ее крупа.

Лошади в вагоне должны стоять на недоуздке и в специальном ошейнике ("удав"), снабженными крепким веревочным чумбуром.

Если известно, что лошадь в пути бьет задними ногами, то ее ставят в передний ряд, чтобы она не набила пипгак (утолщение задней части скакательного сустава).

Лошадей сопровождают два человека, которым запрещается одновременно покидать вагон во время остановок. В каждом вагоне должен быть запас воды в бидонах или бочке. Распорядок кормления и поения остается таким же, как и в хозяйстве, лишь уменьшают дачу концентратов до 3 кг. В дороге к овсу обязательно нужно примешивать смоченные отруби, до 1 кг в день. Сена дают 8 - 10 кг.

Лошади легко простужаются, поэтому надо следить за тем, чтобы окна были открыты с той же стороны, на которой открыты и двери. Вообще во время движения поезда лучше всего окна вагона держать закрытыми, оставив лишь немного приоткрытой дверь. В пути нельзя поить лошадей холодной водой, особенно в жаркое время года. Если же вода холодная, то в ведро надо сверху положить немного сена и лошадь будет пить небольшими глотками. В холодное время года лошадей в вагоне накрывают попонами. Ежедневно проводят массаж туловища и конечностей с помощью жгута из соломы или сена.

Для предохранения конечностей от травм используют ватники с бинтами и нагавки, но в этом случае 2 - 3 раза в сутки их снимают и массируют область сухожилий. Для уборки навоза пользуются не вилами, а лопатой и специальным деревянным скребком.

Обычно большую группу лошадей сопровождает ветеринарный врач, который следит за их состоянием в пути и при необходимости оказывает первую помощь заболевшим животным. Если же ветврач не сопровождает лошадей, то тренер или старший проводник обязан о заболевшей лошади поставить в известность железнодорожного ветеринарного врача на первой же станции.

По прибытии на станцию назначения тренер обязан организовать их выгрузку, предварительно убедившись в наличии подготовленной к приему лошадей конюшни. Если до конюшни относительно далеко, то на лошадей в вагоне надевают уздечки и седла, а затем поочередно выводят их по трапу на платформу. При выгрузке следят за тем, чтобы лошадь выводили по трапу прямо, а не насквозь, так как она может сорваться с него и нанести себе травму.

После выгрузки на лошадь подсаживают ездока, который на ней шагает в ожидании выгрузки остальных. Затем группу лошадей отправляют в конюшню, где их размещают в денниках, расседлывают, делают массаж жгутом и наконец снимают уздечку. Лошади после дороги начинают валяться в деннике на свежей подстилке, поэтому надо следить, чтобы они не "завалились".

Транспортировка лошадей автотранспортом. Автотранспорт - очень удобный вид перевозки животных, так как позволяет доставлять их из хозяйства в хозяйство прямо от конюшни до конюшни. При этом время на доставку лошадей даже на большие расстояния (более 1 тыс. км) значительно уменьшается по сравнению с железнодорожным транспортом. Это очень важно при гастрольных поездках на соревнования и особенно на международные. Так, если транспортировка лошадей из Москвы в западноевропейские страны по железной дороге занимает 8 - 10 дней, то специальным автобусом - 3-4 дня. При этом в пути лошадям можно сделать проводку.

Перевозку лошадей на относительно короткие расстояния (до 50 - 200 км) последние годы практически проводят лишь автотранспортом. Специальные автобусы, вмещающие 5 - 6 лошадей, используют и для доставки животных на тренировки. Например, Центральный Московский ипподром летом перевозит высококлассных лошадей для плавания на Москва-реку. В некоторых странах многие владельцы скаковых лошадей возят их для резвых работ на близлежащие ипподромы, в то время как остальные тренировки проводят в хозяйстве.

Перевозить лошадей можно не только в спецавтобусах, но и в оборудованных грузовых машинах. В этом случае с помощью специальных съемных деревянных щитов наращивают передний и боковые борта машины до 2, 2 - 2, 5 м. На расстоянии 50 - 70 см от передней стенки на высоте 1, 2 - 1, 3 м укрепляют поперечный брус, желательно круглый и без сучков, двух лошадей, размещенных в грузовой машине, разделяют перегородкой.
Лучше, если она будет глухой, но можно пользоваться продольной перекладиной, как это делают при перевозке в железнодорожных вагонах. Желательно иметь в машине и относительно высокую (до 1, 5 - 2 м) заднюю стенку, к которой крепится продольная перегородка. Лишь в крайнем случае допускается задняя поперечная перекладина без глухой перегородки. Во избежание несчастных случаев пол кузова машины делают двойным. Грузят лошадей со специальной площадки при открытом заднем борте, при этом надо обязательно закрыть щель между полом кузова и задним бортом доской или деревянным бруском.

При оборудовании грузовой машины под перевозку лошадей следует кузов накрыть брезентом, хорошо натянув и укрепив его. Летом при хорошей погоде на короткие расстояния лошадей можно перевозить и в не накрытой брезентом машине. При выгрузке лошадей снимают задний щит или перекладину, затем убирают продольную перегородку, и два человека, держа коротко повод недоуздков, одновременно поворачивают животных в одну сторону. Развернув лошадей в кузове, их сразу поочередно выводят из машины.

Во многих странах созданы разные типы спецавтобусов для лошадей, в некоторых из них животных располагают не вдоль, как обычно, а поперек кузова. В таких машинах многих лошадей укачивает, и они менее пригодны для перевозок на длинные расстояния, тем более что доступ к лошадям при таком расположении их крайне ограничен.

При перевозке лошадей автотранспортом нельзя допускать сквозняков, особенно в жаркое время года. Во время остановки следует открыть двери, дать лошадям несколько остыть и только после этого поить их теплой (но не холодной) водой. Во время перевозки на длинные расстояния (2 - 3 дня) лошадям дают 2 - 3 кг овса, 2 кг отрубей и 7 - 8 кг сена в день. Поить и кормить концентратами следует 3 раза в сутки в те же часы, что и при обычном распорядке дня. Если можно во время стоянки организовать проводку лошадей, то ее делают в течение 30 - 40 мин. За это же время очищают стойла от навоза и проветривают автомашину или полуприцеп.

Если во время транспортировки у лошади появятся признаки заболевания (отказ от корма, общее угнетение), необходимо срочно прежде всего измерить температуру, применить сердечные средства и т. д. Если лошадей не сопровождает ветеринарный врач, то следует обратиться за помощью в ближайшую районную или городскую ветлечебницу по пути следования.
Спасибо проектам
А. Манжола, журнал Кони Петербурга
http://www.giop.ru/
http://www.horse-of-dream.vsau.ru/
http://www.sapfira.ru/
http://community.livejournal.com/

Здоровья Вам и Вашим питомцам!
© 2024 Команда «ЗООВЕТ»
Мы всегда рады Вам помочь!
Круглосуточная консультация:
+7 (495) 775-94-24
Запись на прием
clients@zoovet.ru

Возврат к списку