Происхождение: Австрия
Масть: серая
Высота холки: 1, 52 - 1, 65 м
Использование: седло (выездка), средняя и легкая упряжка
Липицанская порода - образец более 400 - летней селекции, основанной на отборе лучших лошадей со всего мира. Эти лошади не только обладают красотой и благородством, но и редким сочетанием смелости, силы, темперамента и интеллекта. Максимилиан 2-й привез испанских лошадей в Австрию около 1562 г. и основал придворный конный завод в Кладрубе.
Его брат эрцгерцог Карл 2-й основал подобный конный завод в Липице на берегу Адриатического моря. используя в разведении лучших импортированных испанских, андалузских и берберийских лошадей для улучшения местной карстовой породы.. Карстовые лошади были светло - серыми, малорослыми, с медленными аллюрами и чрезвычайно выносливыми. Многие ошибочно считают, что липицаны унаследовали свой высокий ход от испанских предков. Тем не менее, этот аллюр с высоким выносом конечностей унаследован липицанами от карстовых лошадей.
В то время оба вышеупомянутых конных завода процветали, Кладруб стал знаменит своими непревзойденными каретными лошадьми, а в Липице разводили верховых и легких упряжных лошадей. Однако оба завода были связаны, проводился интенсивный обмен племенным материалом. В Кладрубском конном заводе были выведены Маэстозо и Фавори, двое из основоположников современных.липицанов В течение 18 и 19 веков было куплено несколько испано-арабских жеребцов для использования в Кладрубе и Липице. В 18 веке, кроме лошадей испанских и итальянских кровей, в этих конзаводах были жеребцы из Дании и Гольштейна, но испанского происхождения.
В конце 18 века в течение Наполеоновских войн лошадей три раза перемещали. Какое-то время Наполеон завладел лошадьми Липицы и использовал там производителем своего арабского жеребца Везира. В период с 1807 по 1856 годы в создании породы использовались семь арабских жеребцов: Сиглави, Тадмор, Газлан, Сайдан, Самсон, Хадуди и Бен Азет. С 1792 по 1815 годы, благодаря использованию кладрубских лошадей, в липицанской породе появились две новых линии (Маэстозо и Фавори).
В 1880-х гг. в конном заводе Липица насчитывалась 341 голова липицанской породы. Из всех производителей, использовавшихся в 18 - 19 веках, только шесть основали линии в породе: Сиглави, Неаполитано, Маэстозо, Фавори, Плуто и Конверсано. Позже, в Хорватии и Венгрии, были выведены еще две линии - Тюльпана и Инцикато. В породе также насчитывается 18 маточных семейств. У каждого жеребца было две клички - кличка отца и кличка матери. Это объясняет такую кличку, как Плуто Теодороста. До 1916 г., конезавод Липица всегда был частным владением династии Габсбургов.
До этого времени на развитие породы воздействовали военные конфликты. Всякий раз, когда военные действия разворачивались поблизости конезавода, поголовье приходилось эвакуировать. В процессе этих перемещений, отдельные лошади иногда отдавались либо продавались в другие конные заводы. Благодаря этому были основаны другие небольшие конные заводы, разводящие липицанов, обычно за границей Австрийской империи. В течение Первой Мировой войны, племенное поголовье было перемещено в Лаксенбург недалеко от Вены. Жеребята были размещены в другом имперском конном заводе, Кладрубе. По окончанию первой Мировой центральная Европа изменилась.
Крупная Австро-Венгерская империя была разделена на несколько новых республик, и каждая новая страна унаследовала имущество прежней монархии. Племенные лошади императорского конного завода в Липице (1580 - 1916) были распредеделены между тремя различными странами. В то время существовало всего лишь 208 липпицанов. Основное количество (109 голов) прибыли в Италию. Жеребята из ставки 1913-1915 годов остались в Кладрубском конном заводе в Чехословакии. В 1919 г. австрийская республика стала владельцем остального племенного поголовья и жеребцов Испанской школы верховой езды.
После Первой мировой войны, липицанов стали разводить не только в Италии, Чехословакии и Австрии, но и в Венгрии, Румынии и Югославии. В 1943г, липицанская порода была вновь под угрозой исчезновения, когда матки и жеребята из Италии, Австрии и Югославии были по приказу Немецкого Высшего командования переведены в Хостау в Чехословакии. Благодаря героическим усилиям директора Испанской школы верховой езды, Алоиса Подгайского, школа была спасена, однако ценные жеребцы не были возвращены в школу до 1955 г.
В 1945 г. спасению породы способствовала помощь американской армии под командованием генерала Паттона, которая вернула маток на австрийскую землю. Сегодня липицаны находятся по ту сторону границы, которая когда-то была Австро-Венгерской империей. В мире насчитывается менее 3000 чистопородных липицанов, порода считается редкой, и число жеребят, рождающихся каждый год крайне мало.
В конце 20 века липицаны доказали, что они могут успешно выступать в соревнованиях по выездке и драйвингу, а также продолжают использоваться в классической верховой езде. Порода также показала себя подходящей для других конноспортивных дисциплин, включая прогулочную верховую езду. Заводчики и владельцы ценят ее за ее редкость, романтическую историю, сообразительность, классическую красоту и гармоничные, атлетические движения.
Влияние арабской крови заметно по маленьким настороженным ушам. Корпус с мощной короткой шеей, сильными хорошо обмускуленными бедрами, сильными плечами и короткими, сильными ногами с хорошо очерченными сухожилиями и суставами. Хвост высоко поставлен, и так же, как и грива, пышный и длинный. Серая масть - основная для современных липицанов.
С тех пор, как светло-серые лошади предпочитались королевской семьей, масть была одним из основных объектов селекции. Всего двести лет назад в породе наблюдалось большое количество вороных, гнедых, рыжих, буланых и даже пегих особей. Сегодня, кроме серой, очень редко встречаются вороная или темно-гнедая масти. Рождаются они вороными или гнедыми, а светло-серыми становятся со временем, по достижении 5-6-летнего возраста.
Темная кожа, скрытая под светлой шерстью, проявляется при купании или при наличии шрама. Они не достигают полного роста до 7-летнего возраста, а полной зрелости достигают почти в 10-летнем возрасте. В годовалом возрасте большинство липицанов выглядят очень маленькими по сравнению с, например, английскими чистокровными того же возраста. Кроме того, в возрасте 8 месяцев многие липицаны начинают двигаться очень неуклюже, входят в стадию "гадких утят" и пребывают в ней почти до 3-летнего возраста.
В течение этого периода неловкости типичный липпицан совершенно не похож на представителя этой породы. Он смотрится скорее как неуклюжий мул. В Австрии молодых липицанов отправляют в Альпы, где их не смогут увидеть туристы, и возвращают в трехлетнем возрасте. Тогда присущая им элегантность проявляется все более и более и остается навсегда, даже по достижении преклонного возраста, а зачастую и до смерти.
Липицан в леваде движется степенно, плавно, неторопливо. Но если вы увидите его под седлом - вы никогда не забудете этого зрелища - пламенного движения мощной лошади с высоко поднятой головой, изогнутой шеей, раздутыми ноздрями, и врожденной способностью взмывать над землей с необычайной силой и грацией. Но когда к ней приблизится человек с лаской и добрым словом, происходит другая трансформация - в добродушную и ласковую лошадку. Она всем своим видом показывает послушание и дружелюбие, но не теряет своей горделивой осанки и величавости.
У липицанов редко встречается хромота. Они чрезвычайно быстро приспосабливаются к частым или быстрым изменениям окружающей среды и сменам их корма. Их спокойный характер и адаптивность делают их содержание несложным. Несомненно, эти качества позволили породе выжить во время войн, когда она находилась в различных потайных местах в Европе. Липицаны приятны под седлом благодаря их мягкому плавному ходу. Их сильные передние ноги позволяют им двигаться с естественным балансом. У них естественное чувство ритма и они поддерживают темп на всех аллюрах без влияния всадника. Под седлом они очень добронравны.
Жеребцы весьма послушны и легки в управлении. Кстати, на них ездить легче, чем на кобылах. Уважение, один раз внушенное человеком, навсегда останется у липицанских жеребцов. Кобылы, с другой стороны, проявляют очень сильный материнский инстинкт, и время от времени им нужно напоминать, что на человека этот инстинкт распространять не надо. Число помесных липицанов насчитывает около 150 голов.
Владельцы помесных липицанов рассматривают возможности для создания своей собственной системы регистрации. Скрещивание становится популярным не только в Европе, но и в Соединенных Штатах и Мексике. В Мексике и некоторых частях США липицанов скрещивают с квотерхосами для получения отличных лошадей для работы со скотом. При скрещивании с английскими чистокровными лошадьми получаются хорошие спортивные лошади.
Арабы используются для получения крупных сильных лошадей в арабском типе. Липицаны при скрещивании с другими породами устойчиво передают свои выдающиеся качества, такие как сообразительность, темперамент, крепкое здоровье и почти во всех случаях, масть. Это напоминает об их влиянии на другие породы.
Липицаны также используются как основа в выведении новой породы - американской теплокровной верховой. Липицаны превосходны в выездке, особенно в выездке "над землей". Большинство из них прекрасно выполняют такие сложные элементы, как пиаффе, пассаж, пируэты на галопе, выполняют с блеском, какой не всегда увидишь у представителей других пород. Эти способности у них врождённые. Они хороши не только в выездке и драйвинге, но и в конкуре, дисциплинах в стиле вестерн, вольтижировке, пробегах, и конечно же в прогулочной верховой езде.
Экстерьер: Выразительная голова с квадратной мордой. Шея имеет низкий выход, не очень длинная, производит сильное впечатление. Мощный корпус с округлым крупом и внушительными плечами. Роскошный хвост правильно приставлен, ноги короткие и сильные, копыта маленькие, хорошей формы.
Использование: липицан пользуется известностью в школе испанской верховой езды в Вене. Благодаря своему темпераменту и хорошей рыси, липицан является идеальной лошадью для высшей школы верховой езды. Движения: шаг широкий, высокое поднятие запястья при беге рысью, как в "испанской рыси". Галоп несколько тяжеловат.