Шпоры. Возникновение шпор
Функция шпор первоначально была противоположна современной. Они использовались в качестве тормоза, а не газа. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал болтаться у неё на спине и ранил её шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью.
Заметное распространение шпоры приобрели уже только после изобретения стремян, причём остались признаком преимущественно тяжелой кавалерии.
Первыми всадниками на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. были табунщики древних племен южного Приднепровья, занимавшиеся разведением лошадей. Приблизительно тогда же, в IV-III тысячелетиях до н. э., появились и древнейшие колесные повозки. А немного позднее, во II тысячелетии до н. э., мчавшиеся как ветер военные колесницы с лошадьми древних хеттов, египтян, ассирийцев наводили ужас на врагов. С середины этого же тысячелетия верховой конь стал служить не только пастуху-табунщику, путешественнику или гонцу, - коня оседлал воин. С тех пор мобильная и быстроходная конница не раз решала судьбу битв и войн.
В отличие от стремян шпоры являются чисто европейским изобретением.
В Азии и Африке они стали известны с приходом туда европейских колонизаторов. Приоритет в открытии шпор принадлежит древнему иллирийскому населению Балканского полуострова. Именно здесь, на Адриатике, в погребении всадника в кургане V века до н. э. в Брезье (Словения) обнаружены древнейшие образцы шпор. Появление шпор в этом районе Европы нельзя назвать случайным. Великолепные кони венетов ≈ одного из иллирийских племен, живших на севере Адриатического побережья, славились далеко за пределами их земли; венетских скакунов вывозили и в Спарту, и на остров Сицилию. Обычно шпоры изготавливали из железа или бронзы, но самые знатные и богатые люди, из числа которых и набирали в тяжеловооруженную конницу, носили серебряные и даже золотые шпоры.
Огромную роль в повсеместном распространении шпор сыграли кельты - древний народ, живший вначале к северо-западу от Альп и расселившийся в V-1 веках до н. э. на территории современной Западной Европы. В процессе расселения кельтов по Европе обычай использования шпор от них переняли германцы, иберийцы, предки славян.
В XIII веке зарождается прообраз современных колесиковых шпор - шпоры со звездочкой, а в начале XIV века старые шиповые окончательно уступают место этому прогрессивному нововведению. Шпоры изготовлялись главным образом кузнечным способом при помощи ковки и сравнительно редко отливались. При украшении наружных частей шпор использовалась точечная инкрустация медью, серебром или золотом, наиболее драгоценные образцы относятся к настоящим произведениям художественного ремесла. На Востоке у монголов, арабов, турок и других народов даже в эпоху Средневековья шпоры не вошли в обиход. Управляя конем, восточные всадники обходились плеткой. У восточных славян, перенявших у своих южных соседей - кочевников - восточную манеру управления конем, шпоры долго не были в ходу.
На Руси шпоры применять стали в XI веке. При раскопках небольшого древнерусского города Изяславля на Волыни, погибшего в 1241 году во время монголо-татарского нашествия, найдено 280 шпор. Русь не ограничилась заимствованием европейских типов шпор, она внесла свой вклад в совершенствование их конструкции. Так, в древнерусских землях в первой половине XIII века впервые в Европе появились колесиковые шпоры и называли их ╚остроги╩, что означает острый, колющий предмет. В результате военных реформ Петра 1 в русском языке с начала XVIII века укоренился современный термин - шпоры, происходящий из немецкого языка.
В XIV-XVII веках шпоры на Руси используют реже, так как русские воины ездили на коротких стременах и свободно поворачивались во все стороны в седле. Но значение шпор как символа благородства и знатности продолжает сохраняться. Великие московские князья награждали знатных людей в знак признательности и уважения к их заслугам золотыми шпорами, удостоенных такой чести называли "кавалерами злотых шпор". Интересно, что в Италии в XVIII веке существовал орден Золотой Шпоры. Миниатюрные золотые шпоры и сейчас вручаются почетным членам мексиканского клуба наездников. В России же роль шпор в жизни армии возросла в XVIII веке, когда были сформированы полки регулярной конницы, обученные европейской езде на лошади. Гусары и кавалергарды, кирасиры и уланы звенели шпорами, однако казаки, относившиеся к иррегулярной кавалерии, попрежнему вместо шпор применяли нагайку. В России шпоры полагалось носить в XVIII - начале XX века не только военным, но и высшим придворным чинам: гофмейстеру, шталмейстеру, егермейстеру и др.
Шпоры
Пока начинающий всадник не научится владеть своими ногами, ему не разрешают пользоваться шпорами, потому что ими он может только травмировать лошадь, щекотать ее и побудить к прыжкам, от которых сам он вылетит из седла. Если же всадник научился так крепко сидеть, что в состоянии владеть своими ногами, то ему можно позволить пользоваться и шпорами. Шпоры нужны только в те мгновения, когда шенкелям необходимо придать усиленный акцент. Если шпорами пользуются чрезмерно, то все больше и больше притупляют чувствительность лошади.
Чем меньше всадник прибегает к помощи шпор, тем лучше. Сопротивляясь применению шпор, лошадь бьет задними ногами. В большинстве случаев это признак того, что укол шпорами сделали с несоответствующей силой, нерешительно или он длился слишком долго. Одиночному уколу, нанесенному в момент, когда от лошади что-либо требуют, она никогда не сопротивляется. Если лошадь бьет задней ногой, то всадник должен это расценить как заявление своей лошади о том, что он еще не научился правильно пользоваться шпорами. Это же напоминание она делает всаднику, размахивая хвостом.
Многие лошади беспрерывно размахивают хвостом, когда их щекочут шпорами. Некоторые всадники отвечают тренеру, обратившему внимание на их неумение обращаться со шпорами: "Я ничего не могу добиться от лошади шпорами, потому что она их не чувствует". Любой всадник должен ощущать, как его ноги прилегают к туловищу лошади. Если он этому не научился, то ему нужно снять шпоры и сначала научиться это ощущать.
Уколы шпорами должны быть коротки и производиться вплотную у подпруги; приподнимая колено, всадник больше коснется шпорой тела лошади. Носок ноги при этом чуть спускается вниз и во внешнюю сторону. Уколы шпорами не приносят пользу и неправильны, если всадник одновременно не воздействует пояснично-крестцовым отделом и шенкелем. Шпорами надо пользоваться особенно осторожно при езде на чувствительных лошадях и кобылах в охоте.