Каждая всадница в душе амазонка
«Неэстетично, негигиенично и не вызывается никакой необходимостью», – так говорил о езде представительниц прекрасного пола в «мужских» седлах князь Урусов. Кто тогда мог предположить, что уже через несколько десятилетий дамы совершенно разучатся ездить иначе, чем «неэстетичным» способом? И мало кто сможет вспомнить, как должна выглядеть леди в седле. А внучки тех, кто заказывал амазонки у лучшего лондонского портного, с удивлением будут разглядывать где-нибудь в музее или на картине эти странные дамские седла.
Но ведь хорошо забытое старое так привлекательно своей новизной! Сегодня ездить в дамском седле уж точно не вызывается никакой необходимостью, да вот поди ж ты – ряды поклонниц этого стиля верховой езды ширятся и растут! Ведь так хочется порой отвлечься от суеты, помечтать и вообразить себя… Ну, например, прекрасной дамой из Средневековья.
Как ездили наши прабабушки
По-английски дамское седло называется «боковым». Действительно, на самых древних образцах, известных по крайней мере с IX века, приходилось сидеть боком: такое седло было похоже на небольшое сиденье с дощечкой-подножкой, и часто дама была лишь пассажиром, а лошадь вел под уздцы слуга: активная езда в таком седле была сопряжена с определенными трудностями. Впрочем, наиболее ловких всадниц это не смущало: они все равно умудрялись сохранять полный контроль над своими конями.
Эта модель седла, изобретенная кельтами, постепенно распространилась по Европе. Она претерпевала различные усовершенствования, но прошло немало веков, прежде чем всадница смогла достаточно уверенно чувствовать себя на лошади. Только в XV веке появились седла с одной лукой для правой ноги. Вторая лука была добавлена уже в XIX веке, после того как егерь графа Баклея сломал ногу, упав с дамского седла на прыжке. (Хоть дамские седла и предназначались для прекрасного пола, но лошадей-то дамам обычно готовили мужчины.) Без второй, нижней луки, обеспечивающей опору левой ноге, всадница легко могла потерять равновесие. Впрочем, это изобретение у англичан оспаривал французский мастер верховой езды Жюль Шарль Пеллье. Модель дамского седла, употребляемая современными амазонками, появилась в самом начале XX века. Даже хлысты в женских руках впервые замечены только в XVIII веке, и то вначале скорее как элемент костюма, а не полноценное средство управления.
Слово «амазонка» в качестве названия способа езды, судя по всему, ввели французы. Правда, амазонки древности если и ездили как-то по-особому, то точно не в дамских седлах: седел у них не было вовсе. Сравнивая своих современниц с воительницами прошлого, мужчины отдавали должное их храбрости и ловкости. Действительно, на первый взгляд кажется, что ездить в дамском седле гораздо сложнее: сидишь нога за ногу, практически на одном балансе. Однако не зря дамское седло прошло столь длительную эволюцию: оно позволяет всадницам прочно держаться и чувствовать себя не менее комфортно и безопасно, чем в обычном седле. Современные амазонки не только участвуют в охотах и конкурах, но могут даже выполнять сложнейшие школьные прыжки. Более того, езда в дамском седле на самом деле требует гораздо меньше физических усилий, чем «обычная» посадка. Правда, самой сесть в дамское седло весьма проблематично: как правило, амазонку подсаживают.
Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы – амазонка – появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета. Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.
Однако амазонка – это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства. В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление. Да и как иначе, ведь в дамском седле любая всадница – леди. Как говорится, положение обязывает…
Дамские седла на свалке истории
В нашей стране дамские седла и платья-амазонки сгорели в огне революции. На «буржуазном» Западе к наследию прошлого отнеслись с гораздо большим почтением. В Англии езда в дамском седле, пожалуй, никогда не была так популярна, как в 20-е годы прошлого века. Прогулки, охоты… На всадниц работала целая индустрия: заводчики, берейторы, шорники. Седла шились на заказ, с учетом индивидуальных особенностей как лошади, так и всадницы; если у дамы было три лошади, то нужно было и три седла.
Век дамских седел закончился с началом Второй Мировой войны. Обществу стало не до охот, а в послевоенные годы изменилось и отношение к женщине. Никому уже и в голову бы не пришло говорить, что женщина в «мужском» седле – это неприлично. А всадницы увидели, что они могут не только кататься «для себя», но и всерьез, на равных соревноваться с мужчинами на аренах большого спорта. Да и обходились «мужские» седла гораздо дешевле. Дамские седла феминистки забросили на чердаки.
Постепенно исчезало и искусство изготовления седел. Ведь устройство дамского седла отличается от обычного очень сильно, нужно знать множество «мелочей». К примеру, вес на нем распределяется неравномерно, и конструкция седла это учитывает. Размеры и расположение лук должны быть точно подобраны под длину ног всадницы, иначе она не сможет правильно сидеть в седле. Очень важна надежность специальных безопасных замков и креплений – от них зависит безопасность амазонки. А неправильное положение седла на спине лошади может нанести ей весьма серьезную травму. Дамское седло – товар штучный и индивидуальный. Одна из старейших и известнейших лондонских фирм, Champion & Wilton, где седло можно было сшить на заказ, как платье, просуществовала до 1957 года.
Амазонки возвращаются
Однако всегда оставались хранительницы изящных традиций старины. В 1974 году Валери Фрэнсис и Дженет Макдональд создали в Великобритании Ассоциацию езды в дамском седле (Side Saddle Association). Сегодня такие ассоциации существуют в Америке, Австралии, Новой Зеландии и во многих странах Европы.
В настоящее время в британской Ассоциации езды в дамском седле около 1200 членов. Однако краткосрочный прогноз обещает стабилизацию ее численности. Причина экономическая: седла очень дороги. Новое седло стоит от двух с половиной до четырех тысяч фунтов, сумма немалая даже для небедных англичан. Рынок дамских седел в значительной мере представлен не куплей-продажей, а арендой: пользование седлом в течение года может стоить 100-175 фунтов. Правда, высокая стоимость оправдывается качеством: при правильной эксплуатации старые седла служили по пятьдесят лет и больше. Есть надежда, что будут разработаны новые технологии изготовления седел, которые сделают их более доступными, ведь в эту сферу приходят новые специалисты-шорники.
И все же, почему именно дамское седло? Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» – для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Разве сошелся клином свет на «олимпийском» варианте выездки и конкура? Ведь для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Кстати, иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле – а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок – англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле – это очень интересно, очень красиво и стильно.
Возможности посоревноваться у современных амазонок широки и разнообразны, каждая может найти вид состязаний по душе. Выездка и конкур различных уровней, полевые испытания, любительские соревнования, где оценивается мастерство всадницы, ее посадка и управление лошадью, и equitation-классы, где, наоборот, оценивается лошадь, ее выезженность, аллюры, гармоничность экстерьера – всего четырнадцать классов. Существуют международные правила этих соревнований.
Особо интересны конкурсы исторических костюмов. Боевое поле словно превращается в сцену, на которой появляются весьма колоритные персонажи. Вот где найдется применение знаниям любителя истории: ведь платье должно не только быть элегантным и гармонировать со снаряжением, но и как можно точнее соответствовать эпохе. Некоторые всадницы даже добавляют в костюм или снаряжение антикварные детали.
Петербургские дамы
Форпостом возрождения езды в дамском седле в нашей стране стал Санкт-Петербург. При городской федерации конного спорта действует отделение Side Saddle, или езды в боковом (дамском) седле. А появилось оно благодаря Наталии Козловой из конноспортивного клуба «Осиновая Роща», единственной в нашей стране амазонке, прошедшей обучение в Англии, да еще и у мировой знаменитости в этой области, Роджера Филлота. С дамской посадкой Наталья, всадница с тридцатилетним стажем, познакомилась на киносъемках. Потом у клуба появилось седло. Идея возродить в России езду в боковом седле пришла после проведения традиционного для «Осиновой Рощи» костюмированного праздника. Через своих друзей в Англии она познакомилась с Роджером Филлотом и поехала к нему учиться. Обучение было настолько успешным, что Наталье предложили попробовать свои силы в национальных соревнованиях в Англии. В Англии Наталья познакомилась с неоднократными национальными чемпионками Клариссой Даусон и Элизабет Роджерс – они активно помогали ей в работе и даже предоставили для тренировок коня по кличке Blue Button, пятикратного победителя в Grand Prix. В течение полуторамесячной стажировки в Англии занятия были очень интенсивными: по три тренировки в день, а кроме верховой езды – методы работы с лошадьми, правила подгонки седла и многое-многое другое. Ведь домой Наталья должна была вернуться достаточно компетентным тренером, чтобы уже самой учить других. «Большое спасибо моему клубу за то, что предоставили мне эту возможность, поверили в меня», – говорит она.
«Многие пробуют перекинуть ногу через переднюю луку в обычном седле и удивляются: как так можно сидеть? А на самом деле в дамском седле очень удобно, ведь его для этого веками совершенствовали. Недаром же женщины выбирали именно этот способ езды! А главное, посмотрите, как это красиво! Оденьте женщину в джинсы, а потом в вечернее платье – ведь это будет уже совсем другая женщина; такая же разница между обычной и дамской посадкой».
Дебют Натальи Козловой состоялся в апреле этого года на выставке «Коневодство. Конный спорт»: она проехала в дамском седле костюмированный КЮР. Зрителям очень понравилось, а Наталья надеется, что ее инициатива найдет поддержку «в народе»: «Я была бы очень рада, если бы поклонницы этого стиля езды появились и в других городах – ведь мы могли бы соревноваться».
Какое будущее ждет этот красивый «анахронизм»? Судя по всему, есть все основания для оптимизма. Если уж свои амазонки появились даже в Японии, можно сказать с уверенностью: дамское седло вернется в нашу жизнь. И она от этого станет чуточку интереснее и красивее.
В дамском седле сидят, свесив ноги на левую сторону; для опоры служат две луки (их еще иногда называют рогами). Левая нога ставится в стремя и передней поверхностью бедра упирается в нижнюю луку. Правую ногу закладывают за верхнюю луку – она находится под коленом. Дамскую посадку еще называют боковой, но как раз разворачиваться и заваливаться вбок для всадницы-амазонки недопустимо. Напротив, сидеть нужно ровно и прямо, развернув плечи параллельно плечам лошади и равномерно распределив вес корпуса. Вместо правого шенкеля служит хлыст.
В британской королевской конюшне хранятся два дамских седла для пони, одно из которых «правостороннее». Они предназначались для последней принцессы. Считалось, что девочка должна попеременно ездить в седлах с луками слева и справа, чтобы избежать искривления еще неокрепшего позвоночника.