Происхождение: Германия
Масть: гнедая, вороная, серая
Высота холки: 1, 65 - 1, 78 м
Использование: седло, упряжка
Большую роль в формировании ольденбургской породы играли правители области. Йоганн XVI, граф Ольденбурга с 1573 по 1603 годы, организовал множество хозяйств по разведению породистых боевых коней. Основу разведения составляли рослые и мощные фризские лошади, которых облагораживали турецкой, неаполитанской, андалузской и датской кровью. Жеребцами из своих заводов граф одаривал иностранных правителей и героев, отличившихся на войне.
Но еще большей заботой о коневодстве своей родины прославился сын Йоганна XVI, граф Антон Гюнтер. За годы своего правления (1603-1667) он успел объездить всю Европу и привозил в Ольденбург жеребцов из Неаполя, Испании, Польши, Англии, Восточной Европы и Северной Африки. Граф Гюнтер был известен и как большой любитель выездки, вследствие чего в лошадях Ольденбурга тех времен была сильно заметна наследственность лучших "манежных" пород Европы.
Антон Гюнтер позволял своим подданным скрещивать своих жеребцов с принадлежавшими тем кобылами, что немало способствовало улучшению качества местных лошадей. Рослые и элегантные, великолепные в каретной запряжке, но годные и под седло, ольденбургские лошади в XVII веке быстро завоевали популярность по всей Европе. Например, император Священной Римской империи Леопольд I Габсбург в день своего бракосочетания проехал по улицам Вены верхом на вороном ольденбургском жеребце. Следом за ним восемь ольденбургов редкой горностаевой масти (скорее всего, светло-серой с темными гривой и хвостом) везли роскошную карету его невесты. Тогда были в моде необычные масти, также как и горбоносый профиль головы, пышные формы и высокий ход.
Однако Антону Гюнтеру не удалось довести до конца свои коневодческие "задумки". В 1667 году графство Ольденбург было захвачено Данией и оставалось в ее владении более ста лет. Затем последовал тяжелый период для всей Европы: Великая французская революция, многолетние войны… Государственное руководство коневодством было восстановлено в Ольденбурге только в 1820 году: тогда же были проведены первые испытания жеребцов и издан указ, запрещавший использовать в разведении жеребцов, не одобренных официально государством.
В XIX веке ольденбургская порода вновь снискала себе всеевропейскую славу, на этот раз в качестве легкой элегантной экипажной лошади. В создании этого типа ольденбургов использовались в первую очередь английские упряжные жеребцы - норфолкские и йоркширские. Ввоз лошадей из Англии начался еще при Георге I, представителе ганноверской династии. Он проявлял большой интерес к коневодству своей родины (Ольденбург составляет часть исторической области Ганновер) и прислал для улучшения местного коневодства много чистокровных лошадей. В конце XVIII - начале XIX веков ольденбургская лошадь испытала сильное облагораживающее влияние чистокровной верховой породы.
Использование полукровных производителей было очень популярно в Ольденбурге в середине XIX века. Из десяти заложенных тогда линий пять происходили от английских жеребцов (чистокровных и йоркширских), одна - от немецкого англо-араба, три - от ганноверских полукровных и одна - от нормандского жеребца.
Огромное значение для коневодства Ольденбурга имели издание племенной книги, введение в 1861 году таврения одобренных к разведению лошадей и основание в 1897 году двух обществ заводчиков. Эти меры позволили сохранить качества ольденбургских лошадей на очень высоком уровне.
С 80-х годов XIX века ольденбургская порода "распалась" на два типа: на севере разводили "сильную элегантную лошадь", на юге - "сельскохозяйственную рабочую лошадь средней массивности", что привело к созданию двух различных обществ заводчиков. Лошади обоих типов находили широкий сбыт внутри страны и в больших количествах вывозились в другие страны, в том числе и в США. В 1923 году общества ольденбургских коннозаводчиков объединились. В те годы в стране насчитывалось 34 тысячи ольденбургских кобыл и 3250 жеребцов-производителей.
Начало XX века ознаменовалось быстрым развитием техники. Автомобили все увереннее вытесняли с улиц городов конные экипажи, и спрос на ольденбургских лошадей сильно упал. Заводчикам пришлось переориентироваться на другие цели разведения и изменить тип породы. Ольденбурги превратились в универсальных сельскохозяйственных лошадей, очень крупных, по массивности приближавшихся к тяжеловозам: вес некоторых жеребцов достигал 900 кг и более, а обхват пясти превышал 26 см. Слабая попытка облагородить этот тип была предпринята в 1935 году: в течение трех сезонов 28 кобыл были покрыты чистокровным верховым жеребцом, германским дербистом Лупусом. Но для породы, насчитывающей несколько тысяч голов, это была капля в море.
В этот период чистопородное разведение позволило выровнять тип породы и получить прекрасную рабочую лошадь. У ольденбургов тех лет крупный рост сочетался с хорошими движениями и добронравием, масти преобладали темные. Система отбора жеребцов была разносторонней и включала в себя испытания в тяжело груженных санях, движение рысью в легком экипаже и работу под седлом.
Тип тяжелых "слоноподобных" лошадей господствовал вплоть до 50-х годов ХХ века, когда трактора окончательно заменили лошадь в сельском хозяйстве. Но тут у ольденбургской лошади появился новый шанс: началось бурное развитие конного спорта.
Процесс преобразования старых верхово-упряжных и упряжных пород в верховые спортивные был общим для всего полукровного коневодства Германии того времени. В послевоенные годы не только ольденбурги, но и голштинцы и даже более легкие ганноверы, хорошо зарекомендовавшие себя в кавалерии, не могли претендовать на "звание" выездковой или конкурной породы.
В Ольденбурге начали с того, что обратились к использованию англо-нормандской крови: в 1950 году был привезен жеребец Кондор. Он стал первым жеребцом, импортированным в XX веке. Его дочь Кондора "привезла" Хорсту Кастренсу в троеборье на Олимпиаде в Токио.
Но все же настоящая "переделка" породы началась десятилетие спустя, после успешного использования чистокровного верхового Адониса. Дочери Кондора и ранее упоминавшегося Лупуса оказались прекрасным материалом для дальнейших скрещиваний с чистокровной верховой породой. Доля английской крови стремительно росла и в какой-то момент даже приняла угрожающие размеры. Но ольденбургские заводчики нашли правильный выход, обратившись к лучшим спортивным породам: англо-нормандской, тракененской, ганноверской. К следующим поколениям кобыл, уже достаточно облагороженным, подбирали в основном жеребцов своего разведения. За десятилетие, прошедшее с 1970 года, доля используемых чистокровных жеребцов сократилась с 40 до 17%, а доля ольденбургских жеребцов выросла с 14 до 35%.
Уже в 70-х годах в большом спорте появилось много ольденбургских лошадей. В троеборье это был выступавший под седлом Отто Аммермана жеребец Фолтурно, сын чистокровного Фоллкорна и внук чистокровного Манолете, ставший известным производителем. В конкуре блистал Эверест Форевер, на котором Лиз Эдгар выиграла большой приз в Ахене. Длинный список спортивных "звезд" первой величины сегодня возглавляют такие знаменитые лошади, как Бонфайр, на котором голландская всадница Анке ван Грунсвен стала олимпийской чемпионкой в Сиднее.
В родословных современных ольденбургских лошадей - ганноверцы Грундштайн I, Грундштайн II и Граннус, голштинцы Тин Рокко и Ландадел, тракены Хессенштайн, Хербстштурм, Гуннар, англо-нормандский Фуриозо II и Зевс, французский англо-араб Иншаллах. Открытость для крови лучших спортивных пород Европы - отличительная особенность современного ольденбургского коневодства. С одной стороны, она обусловлена необходимостью придать породе верховые качества: и сегодня из всех немецких полукровных лошадей ольденбурги в наибольшей мере сохраняют особенности упряжного типа. С другой стороны, собирая лучшее от других пород, ольденбургским коневодам удалось догнать, а кое-где и перегнать по спортивным результатам своих конкурентов: ганноверских, голштинских и других. Сегодня ольденбургское тавро в виде буквы "О", увенчанной короной, стало своеобразным знаком качества не только в Германии, но и далеко за ее пределами.
В Ольденбурге спортивным коневодством занимаются в основном частные владельцы. Преимущество такого положения в том, что они порой обладают большими средствами и возможностями, чем государство. Впрочем, средний ольденбургский заводчик - это фермер, у которого есть 20-100 га земли и 2-4 кобылы. Работу с породой контролирует общество заводчиков.
Перед допуском к племенному использованию молодые жеребцы проходят строжайший отбор. Из сотен жеребчиков двух с половиной лет только около семидесяти попадают на главный кёрунг, который ежегодно проходит в городе Ольденбурге в ноябре. После отбора по экстерьеру жеребцы, выращенные частными заводчиками, попадают в специальный государственный тренировочно-испытательный центр в Адельхайдорфе, под Целле. Здесь в процессе тренировок оценивают нрав лошади, ее темперамент и желание работать. К тому же жеребец должен быть выносливым, с хорошими движениями, прыжковыми и скоростными качествами. Только успешно пройдя все тесты и испытания, он будет допущен к использованию в разведении.
Во время главного кёрунга в Ольденбурге можно увидеть и единственный в своем роде парад: все жеребцы, задействованные в прошедшем случном сезоне, одновременно предстают перед зрителями.
Главный чемпионат кобыл ежегодно проходит в июне в Растеде. Здесь среди семидесяти лучших маток выбирают одну чемпионку. Внимательное отношение к маточному составу сослужило ольденбургским заводчикам хорошую службу: именно наличие постоянного первоклассного маточного ядра позволило породе не "утонуть" в водовороте приливаемых кровей и сохранить свои ценные качества.
Сегодня ольденбургская порода - это более 200 жеребцов-производителей из 40 конных заводов и станций искусственного осеменения, это 5000 жеребят, рождающихся каждый год.
Ольденбургская порода пережила длительную эволюцию: в XVII веке это были каретные лошади "в стиле барокко", в XIX - легкие экипажные, в начале XX - мощные рабочие, почти тяжеловозы, и наконец, сегодня - верховые, одни из лучших в спорте. На протяжении всей истории породы ольденбургские коневоды чутко реагировали на все изменения рынка. Но не только и не столько это стало причиной их успеха: просто здесь еще с графских времен работают, ориентируясь на самые высокие стандарты.
Экстерьер: Цель современных ольденбургских коневодов - получение благородной, элегантной, правильно сложенной лошади, движения которой отличаются импульсом, эластичностью и большим захватом пространства - такой лошади, которая была бы годна для любого из современных классических видов спорта. Эта характеристика соответствует понятию "немецкая полукровная лошадь", она определяет селекцию и в других спортивных породах Германии. Ольденбургская лошадь внешне мало отличается от ганноверской или голштинской - широкое использование производителей других пород стирает различия.
Ольденбургов всегда отличал крупный рост (167-170 см и выше), несколько лет назад в моде были очень высокие лошади. Однако сегодня заводчики вовсе не стремятся побить в отношении роста все рекорды: спортивные способности важнее. От упряжных предков ольденбургам достались массивное сложение, удлиненный корпус, коротковатые костистые ноги с крупными копытами, горбоносый профиль, который, впрочем, под воздействием английской крови постепенно становится почти прямым. Если в прошлом в породе преобладали вороная и гнедая масть, то сегодня обычны и рыжие, и серые лошади. Голова ольденбургской лошади крупная или средней величины, шея прямая, с длинным затылком, холка хорошо очерченная, спина широкая и прямая. Экстерьер спортивной лошади сочетается с прекрасными способностями в конкуре и выездке.
Ольденбургские лошади на спортивном Олимпе
Лучшие спортсмены мира выступают на отденбургских лошадях. В конкуре можно назвать такие пары, как Маркус Бербаум и Лена, Франке Слотак и Джо Гранно (этот жеребец, сын знаменитого Граннуса, входит в десятку лучших производителей). Вместе с мерином по кличке Фигаро'с Бой Людгер Бербаум выиграл Golden Zack Riders Tour.
Немало ольденбургских "звезд" и в выездке. Хайке Кеммер на Альбано стал чемпионом Европы. Немало соревнований уровня Большого приза, причем с очень высокими результатами, выиграли Изабель Верт с Апачем.
В числе лучших лошадей последних лет можно назвать бурого жеребца Доннерхалла: он уникален тем, что сумел достичь огромного успеха и в спорте, и как производитель. Доннерхалл дважды становился чемпионом мира по выездке, и в то же время он отец большого числа таких замечательных лошадей, как Дон Примеро, Де Ниро, Донателло, Доннершлаг. На аукционе в 1998 году за жеребенка от Доннерхалла была предложена рекордная для всех немецких полукровных пород цена - 155 тысяч марок.
Прибалтийские потомки ольденбургов
В Советском Союзе ольденбургские лошади широко использовались при выведении латвийской упряжной породы, получившей официальное признание в 1952 году. Ее формирование пришлось на период, когда в ольденбургской породе господствовал тип массивной сельскохозяйственной лошади. В результате была создана порода с прекрасными упряжными качествами, которая успешно соревнуется с тяжеловозами на испытаниях по скоростной доставке груза, на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Изначально это были в основном достаточно тяжелые лошади, однако впоследствии, когда начал бурно развиваться конный спорт, в типе латвийской породы наметились те же изменения, что и в ольденбургской: селекционеры стремились получить более легкую лошадь с хорошими верховыми качествами, и даже слово "упряжная" из названия породы было решено убрать. Латвийские лошади получили признание не только на родине, но и в соседних республиках, их можно встретить и в конноспортивных клубах России. В советские времена латвийцы пользовались большим спросом не только на внутреннем рынке, но и на международных аукционах.
Общее происхождение - разные судьбы.
Ближайшим соседом и родственником ольденбургской породы была ост-фризская лошадь. В начале XX века ост-фризские лошади ничем не уступали ольденбургским: на выставках в Чикаго в 1894 году и Сен-Луисе в 1904 году они произвели настоящий фурор, и в последующие годы экспортировались за океан большими партиями. Правда, ост-фризские селекционеры больше прославили себя в разведении крупного рогатого скота, а в коневодстве их успехи были связаны в основном с выращиванием жеребят, купленных в Ольденбурге, но выбирали они этих жеребят с большим знанием дела. Однако неправильная селекционная политика во второй половине XX века привела в конце концов к исчезновению этой породы.
Когда стало ясно, что эпоха тяжелых рабочих лошадей скоро закончится, ост-фризские заводчики начали практиковать скрещивания с арабскими жеребцами. Однако этот метод не привел к созданию нового конкурентоспособного типа лошадей, а старые линии постепенно исчезли. Идея объединить ост-фризскую породу с ближайшим родственником - ольденбургской - не была воплощена, позднее объединение произошло, но с ганноверской породой. В Ольденбурге успеху в разведении при любых изменениях требований к типу способствовало сохранение прекрасного старого маточного состава. В ганноверской же племенной книге старые ост-фризские матки оказались не в основном, а в дополнительных разделах и практически не оставили следа.
Ольденбургам и сегодня иногда приходится возить кареты, как в старые добрые времена. Их используют для торжественных выездов английской королевы. Есть сведения, что граф Антон Гюнтер подарил запряжку серых ольденбургских лошадей Оливеру Кромвелю. В последующие века каретных лошадей из Германии привозили английские короли из ганноверской династии. Сегодня ольденбурги в королевских конюшнях составляют компанию кливлендским гнедым, голландским и ирландским лошадям.