Русские рысаки происходят от скрещивания орловской рысистой породы с американской. Первые опыты такого скрещивания, предпринятые в конце 19 века, показали, Что помесное потомство в большинстве случаев имеет более высокую резвость, чем чистопородный орловский молодняк. Это привело к расширению завоза американских жеребцов-производителей, интенсивному использованию их на матках орловской породы. В начале применяли в основном метод промышленного скрещивания, но в последующем на ипподромах и в конных заводах стали появляться лошади и с более высокой кровностью по американской породе. Уже к 1900 году помесных лошадей, родившихся в России, насчитывалось около 360. из 312 заводов, разводивших рысистых лошадей, 75 имели американских или помесных производителей. Не менее половины всех стартовавших на столичных ипподромов рысаков были помесными. К 1914 году в Россию завезли более 150 американских жеребцов и 220 кобыл.
В 1926 году на Всероссийском совещании по животноводству речь шла о необходимости стандартизации рысистой породы. Было решено в основу разведения рысистых лошадей положить получение племенной продукции, для массового улучшения упряжных животных. В 1928 году составили перспективный план развития орлово-американского коннозаводства. Основным был принят метод разведения «в себе» помесей желательного типа. В разработанных стандартах наряду с высокими требованиями к резвости говорилось о значительном увеличение промеров орлово-американских помесей.
С началом первой мировой войны прекратился завоз племенного поголовья из США и Западной Европы. Однако в результате межпородного скрещивания в течение двух десятилетий в русском рысистом коннозаводстве образовался довольно значительный массив лошадей с различной долей кровности по американской породе. Это обстоятельство создало предпосылки для широкого разведения помесей «в себе». На первых порах все делалось без единого плана племенной работы. В конных заводах, племенных рассадников и на племенных фермах, заводских конюшнях наряду с чистопородным разведением орловского рысака вели разведение разнотипных по экстерьеру и резвости помесей. Надо было принять решение по упорядочению работ с рысистыми лошадьми.
В конных заводах Народного Комиссариата земледелия РСФСР началась большая работа по консолидации, типизации комплектованию маточного состава. Предъявлялись строгие требования к отбору жеребцов и назначению их в заводы. Особое внимание уделяли воспитанию молодняка, организации систематического тренинга и испытаний. Успешным завершением всей этой сложной многоплановой работы стало появление новой породы, которая в 1949 году получила название русской рысистой.
В настоящее время из числа заводских пород, разводимых в стране, она является самой многочисленной. Лошади этой породы отличаются крупным ростом. Правильным экстерьером, массивностью. У них удачно сочетаются хорошие упряжные формы орловских рысаков с высокой резвостью американских.
К концу 40-х-началу 50-х годов, то есть к моменту утверждения породы, показатели абсолютных рекордов на дистанциях 1600 и 3200 метров претерпели значительные изменения. В 1940 году жеребец Подарок от Алойши и Палубы прошел 1600 метров за 2 минуты 02, 1 секунды, а жеребец Жест от Талантливого и Жолнерочки на дистанции 3200 метров в 1951 году показал резвость 4 минуты 13 секунд, а на 1600 метров-1 минута 59, 6 секунд.
На 1 января 1958 года абсолютные рекорды лошадей русской рысистой породы были существенно улучшены питомцами Смоленского конного завода. Жеребец Полигон на дистанции 1600 метров показал резвость 1 минута 56, 9 секунд, а Павлин 3200 метров прошел за 4 минуты 06, 1 секунды.
Планом племенной работы с породой предусматривается дальнейшее усовершенствование резвостных качеств лошадей при одновременном сохранение их роста, правильного экстерьера, крепкой сухой конституции, высокой плодовитости, добронравности и хозяйственного долголетия. В работе с ней удачно применяется высшая форма племенного дела – разведения по линиям, маточным семействам и гнездам. Ведущими в породе являются линии Подарка, Заморского Чуда, Трепета и Налима.
В РФ основное племенное поголовье лошадей русской рысистой породы сосредоточено в конных заводах Александровском Курской, Еланском Саратовской, Лавровском Тамбовской, Локотском Брянской, Прилепском Тульской, Смоленском, Злынском Орловском, Омском, «Культура» Воронежской областей, Уфимской Башкирской АССР и других.
Основной задачей тренинга является подготовка молодняка рысистых лошадей к ипподромным испытаниям, в которых выявляется и оценивается их работоспособность. Испытывают рысистых лошадей на ипподромах в специальной беговой упряжи и экипажах (качалках), как правило, в групповых (призовых) заездах с учетом занятого места и времени прохождения резвой рысью дистанции, основными из которых являются 1600, 2400, 3200 метров.
Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин предсказывал наступление такого времени, когда «возрастёт в громадной степени значение изучение наших домашних пород», когда «новая разновидность, выведенная человеком, представится более любопытным и важным предметом, чем добавление ещё одного вида к бесконечному числу уже внесенных в списки». Вот к такой новой разновидности относится русская рысистая порода, сравнительно молодая. В преддверие нашего столетия в Россию усилено ввозились американские рысаки. Ведь победа на ипподромном круге всегда за более резвыми лошадьми. Только такие лошади могли принести наибольшую прибыль коннозаводчику.
Американские рысаки не были такими неотразимыми красавцами, как орловские (в традициях русского коннозаводства испокон веков внешнему виду лошади придавалось очень большое значение), но превосходили их по резвости.
Заокеанские кони предназначались только для ипподромных состязаний и были типичными бойцами на беговом кругу – больше они» ничего не умели». Орловские рысаки не только выступали на ипподромах, но и широко использовались в городском транспорте и в сельском хозяйстве.
Однако в погоне за резвостью русские коннозаводчики начали, чуть ли не повальное скрещивание американских жеребцов с наиболее резвыми кобылами орловской рысистой породы. Но эта работа велась бессистемно. Получаемые орлово - американские помеси были резвее орловских рысаков, но не отличались правильностью экстерьерных форм и устойчивой наследственностью. Несмотря на большое число ввезенных в Россию американских рысаков, лишь очень немногие из них оказали влияние на формирование русской рысистой породы, а большинство вообще не оставило и следа.
Лишь после 1917 года советским специалистам было положено начало плановой племенной работе с орлово – американской помесями, которую вели одновременно на многих конных заводах.
В 1929 году в Берлине, розыгрыше Интернационального приза победил питомец Смоленского конного завода – вороной Петушок (2.03.5), ставший самой резвой лошадью континента. Его наездник Петр Иванович Ситников утверждал, что за сорок лет работы на ипподроме у него не было более крепкой, сильной и резвой лошади, чем Петушок.
За свою беговую карьеру Петушок выступал в состязаниях восемдесят раз: шестьдесят – был первым, пятнадцать – вторым, дважды – третьем.
В те же годы блестяще выступала Прюнель, установившая в Гамбурге европейский рекорд по группе кобыл, и при этом покорив публику «истинно русской» красотой.
Позже на ипподромах Европы с триумфом бежали Приятель, Гибрид, Лазутчик, Крепкий Зарок, доказавшие, что русские рысаки более резвые, чем их предшественники – лошади орлово – американских помесей, и могут успешно состязаться с первоклассными рысаками континента. К началу пятидесятых годов новая порода, получившая название русской рысистой, сложилась окончательно.
Современный русский рысак в значительной степени отличается от тех помесей, с которыми проводилась первоначальная работа. Он стал крупнее, гармоничнее, значительно резвее.
Русские рысаки успешно выступают на ипподромах СССР, ФРГ, Швеции, Франции, Дании, Норвегии, Венгрии, ГДР, Финляндии, Австрии. Разводят этих лошадей на Еланском, Александровском, Лавровском, Дубровском, Уфимском, Локотском, Смоленском, Злынском конных заводах.