Ваш город:
Круглосуточно, без выходных:
Энциклопедия болезней
Здесь вы можете найти различные заболевания животных классифицированные по разным категориям
Энциклопедия симптомов
Этот раздел поможет вам определить какие симптомы соответствуют определенной болезни
Энциклопедия заблуждений
Опровержение широкораспространенных заблуждений, касающихся животного мира
Словарь ветеринарных терминов
Найдите значение любого интересующего вас ветеринарного термина
Публикации специалистов
Представлены статьи по наиболее актуальным вопросам. Для Вашего удобства статьи разбиты по рубрикам.

Шайрская порода лошадей

Происхождение: Великобритания

Масть: гнедая, вороная, серая, рыжая

Высота в холке: 1,65 - 1,80 м

Использование: тяжелая упряжка

Эти могучие великаны выглядят так умильно со своими розовыми носами, из которых растут длиннющие «усы», и пушистыми белыми «лапами». Как-то не сразу замечаешь, что твоя голова находится где-то на уровне середины плеча коня. Однако ведь именно шайры держат рекорд среди лошадей по росту. Итак, наш рассказ - о самых больших лошадях планеты.
Шайрская порода лошадей
Происхождение: Великобритания
Масть: гнедая, вороная, серая, рыжая
Высота в холке: 1, 65 - 1, 80 м
Использование: тяжелая упряжка

Эти могучие великаны выглядят так умильно со своими розовыми носами, из которых растут длиннющие «усы», и пушистыми белыми «лапами». Как-то не сразу замечаешь, что твоя голова находится где-то на уровне середины плеча коня. Однако ведь именно шайры держат рекорд среди лошадей по росту. Итак, наш рассказ - о самых больших лошадях планеты.

Родина шайров - центральные графства Англии: Линкольншир, Дербишир, Лестершир и Стаффордшир. Собственно, «шир» и «шайр» по-староанглийски значит «графство», а сегодня «Шайрами» называют всю центральную Англию. «Лошадь центральных графств» официально получила свое название сравнительно недавно, в 1884 году, хотя первым, кто назвал шайров шайрами, был король Генрих VIII.

Шайры принадлежат к числу тех пород, чье происхождение теряется во тьме веков. Но в своем нынешнем виде эта порода, одна из старейших среди тяжеловозов, сформировалась всего лет двести-триста тому назад, когда с ростом промышленности появился спрос на этих «тягачей повышенной грузоподъемности».

Впрочем, еще римляне, завоевавшие Британию в I веке н. э., застали на острове лошадей очень крупных и массивных (естественно, по тогдашним меркам). Такими британские лошади изображены и на древних монетах. Бритты на тяжелых боевых колесницах на полном скаку бросались на римские легионы, а ведь лошадям мелким и слабым такие маневры не под силу.

Однако родство более близкое и более достоверное прослеживается у шайра с так называемой «большой лошадью» Средневековья (Great Horse), попавшей в Англию вместе с воинами Вильгельма Завоевателя. «Большая лошадь» была способна везти на себе закованного в доспехи рыцаря, чей вес вместе с седлом и полным вооружением превосходил 200 кг! Такая лошадь была чем-то вроде живого танка.

Сегодня свое «боевое прошлое» шайры могут вспомнить только на парадах придворной кавалерии Ее Величества: на огромных серых конях ездят барабанщики, и что интересно, поскольку у барабанщиков руки заняты, управляют они своими шайрами ногами - поводья пристегнуты к сапогам.

Исследование конских доспехов Средневековья показало, что «большая лошадь», прямо-таки огромная для своего времени, должна была иметь рост около 157 см, а телосложением напоминала утяжеленного коба - по массивности это что-то наподобие латвийской упряжной старого типа.

Для поддержания и совершенствования породы крупных рыцарских коней в Англию неоднократно завозились жеребцы с континента. Есть сведения, что в 1160 году «импортные» лошади поступили в королевскую конюшню.

При короле Джоне (1199-1216) во Фландрии, Голландии и в низовьях Эльбы было куплено около ста жеребцов. Лошади, годные под седло рыцаря, были, так сказать, стратегическим ресурсом, и их разведению уделялось очень большое внимание. Например, королевский указ, изданный в 1541 году, под угрозой строжайшего наказания запрещал использовать в разведении жеребцов ниже определенного, совсем не маленького, роста.

Большая, английская и вороная. В качестве упряжной породы «большая лошадь» появилась на исторической сцене лишь в конце XVI века, когда необходимость в рыцарском коне отпала. Хроники тех времен упоминают лошадей, способных везти по плохой дороге груз в три с половиной тонны. Надо сказать, тогдашние дороги в основном представляли собой просто разбитые колеи. По словам современника Томаса Бландвиля (1561-1602), в этот период в Англию были завезены немецкие, фризские и фландрские, или фламандские, лошади.

Судя по всему, немецкие жеребцы не оказали особого влияния на породу, а вот фризы и фламандцы оставили заметный след. Фризская кровь несколько облагородила облик английской «большой лошади» и сделала ее движения более легкими и свободными. Но все же главными «улучшателями» оказались тяжелые и медлительные фламандские лошади. В XVII веке подрядчики из Фландрии участвовали в осушении болот в Восточной Англии, они привезли с собой большое количество лошадей, которые так и остались в стране и использовались в разведении.

В XVII столетии «большую лошадь» стали называть «английской вороной». Вороная масть была характерна для фламандских лошадей, возможно, благодаря им предки нынешних шайров также были в основном вороными. Название «английская вороная» появилось с легкой руки Оливера Кромвеля, который, кстати, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Правда, есть основания считать, что будущий лорд-протектор на самом деле имел в виду фризов, но название все равно вошло в обиход как обозначение тяжелой английской лошади.

Огромную работу по совершенствованию породы проделал Роберт Бейквелл (1725-1795), один из крупнейших селекционеров своего времени. Используя фламандских маток, Бейквелл настолько улучшил лошадей Лестершира, что породу стали называть «бейквеллская вороная».

Благодаря шайрской крови в Шотландии сформировалась своя порода тяжеловозов, также получившая широкое признание, в том числе и за пределами Соединенного Королевства - клейдесдальская. Клейдесдали очень похожи на шайров, но несколько легче и мельче их.

В XIX веке шайры стали самой популярной тяжеловозной породой в Англии и вызывали большой интерес у иностранных специалистов. В начале XX века в племкнигу каждый год записывали около тысячи жеребцов и три-четыре тысячи кобыл, число лошадей на выставках достигало шести-семи сотен.

На американский континент первый шайр ступил в 1836 году, но массовый ввоз этих лошадей в Соединенные Штаты начался только в 1880-е годы. Американские коневоды быстро оценили способность шайрских жеребцов давать рослое потомство даже от мелковатых и сравнительно беднокостных кобыл. За один 1887 год в США было ввезено уже четыре сотни шайров. На рубеже веков великаны с эффектными движениями и струящимися фризами бросили вызов першеронам, самой популярной тяжеловозной породе Америки. С 1909 по 1911 год в племенную книгу было записано около 6700 лошадей, причем 80% из них были рождены в США.

В XIX - начале XX века шайров завозили и в Россию, их использовали для получения крупной транспортной лошади. Князь Урусов отмечал, что племенные шайры, вывезенные в другие страны, оправдывали возложенные на них ожидания лишь при условии, что полученное от них потомство получало обильный корм, и вообще уход за ним был поставлен на должном уровне. По его словам, «эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и богатым населением, способным сытно кормить их». При своих размерах шайры действительно требуют больше корма, чем другие лошади, но это не относится к концентратам: - главное, чтобы было вволю травы и сена.

Однако автор «Книги о лошади» обращает внимание на еще один нюанс: «при случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры».

В общем, скрещивания сочень крупными лошадьми имеют свои сложности. Возможно, из-за этого у нас все-таки шире использовались менее рослые и более сухие клейдесдали. Тем не менее, шайры внесли определенный вклад в создание владимирской тяжеловозной породы, их клички встречаются в родословных наших лошадей в основном с материнской стороны.

Шайры не только самые большие, но и самые многочисленные из английских тяжеловозов. В Великобритании насчитывается около трех тысяч шайров, за ее пределами - еще около тысячи. А ведь несколько десятилетий назад порода оказалась буквально на грани вымирания. В целом судьба шайров в XX столетии типична для большинства тяжеловозных пород. Автомобили и тракторы начали теснить тяжеловозов уже после Первой Мировой войны, но поначалу этот процесс шел не слишком быстро: преимущества техники сперва не были столь очевидны, к тому же «помог» экономический кризис, машины просто были не всем доступны. Однако в 50-х для шайров начались по-настоящему тяжелые времена. Порода, когда-то насчитывавшая около миллиона представителей, сократилась до нескольких тысяч. Фермерам лошади уже не были нужны, и спрос на тяжеловозов катастрофически падал.

Как и во многих подобных случаях, породу спасли энтузиасты, взявшие на себя руководство Обществом заводчиков. Им удалось пробудить общественный интерес к шайрам, стало расти число владельцев лошадей и заводчиков, увеличился экспорт. Сегодня шайров разводят в Ирландии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США. Возрождению породы немало способствовали пивоваренные компании, избравшие упряжки из роскошных тяжеловозов на роль живой рекламы. Большое значение имело и проведение выставок, участие в различных шоу. Сегодня ежегодное шоу шайров в Питерсборо собирает около пятнадцати тысяч зрителей.

Племенная книга шайров была основана в 1878 году, а семью годами позже появилось Общество заводчиков шайров. Основателем современной породы можно считать вороного «слепого жеребца из Пэкингтона», жившего во второй половине XVIII века: в родословных лошадей, записанных в первый том студбука, его кличка встречается чаще всего. В 1890 году племенная книга шайров была закрыта: в нее стали заносить только потомство от зарегистрированных родителей. Сегодня она имеет, так сказать, «трехступенчатую» структуру. Помимо основного раздела для чистопородных животных, в ней имеются еще два раздела - «А» и «В». В раздел «А» вносятся кобылы, рожденные от зарегистрированных жеребцов-шайров и незарегистрированных кобыл. Если кобылу из раздела «А» покрыть зарегистрированным жеребцом, то ее дочь может быть занесена в раздел «В», а ее внучка, опять же от жеребца из основного раздела, уже будет считаться чистопородной. Жеребцы, полученные от таких скрещиваний, в разведении не используются. Племенной учет поставлен по всем правилам: для записи в любой из разделов необходимо обязательное тестирование крови на подтверждение отцовства, а в последнее время перешли на тестирование ДНК.

Практически с самого начала своего существования Общество любителей и заводчиков шайрских лошадей было взято под опеку королевской семьей. Король Эдуард VII даже возглавлял общество с 1886 по 1889 год и вырастил в своем заводе двух чемпионов породы.

Густые длинные фризы (волосы на нижних частях ног) - одна из самых заметных особенностей породы. Судя по дошедшим до нас историческим данным, большая оброслость ног, а также гривы и хвоста была свойственна уже древним предкам шайров. На рисунке 1780 года можно видеть шайра, у которого пышные фризы покрывают ноги ниже запястного и скакательного суставов и сзади, и спереди - и, как показывают дошедшие до нас описания, этого коня можно считать вполне типичным представителем породы времен Бейквелла. Ученые-иппологи прошлого даже обнаружили связь между густыми щетками и толщиной костей ног.

Правда, фризы у шайров прошлого были гораздо грубее, чем у современных лошадей. Сильно оброслые ноги более подвержены мокрецам, однако заводчики заметили, что мокрецы появляются реже на ногах, имеющих не грубые и жесткие, а свисающие шелковистыми прядями фризы. В 50-х годах XX века с целью улучшить качество фризов даже проводились вводные скрещивания с клейдесдалями - кстати, попутно шайры унаследовали от них и огромные, расползающиеся на живот отметины на ногах. В целом же английских заводчиков явно не пугает ни якобы более рыхлый светлый копытный рог, ни длинный волос на ногах - напротив, они просто не представляют своих лошадей без всего этого.

Сегодня шайров можно встретить на различных выставках и шоу, как «общеконных», так и специализированных, на крупнейшем из которых выставляется около двухсот лошадей. Когда видишь этих гигантов на выводках или соревнованиях по пахоте, начищенных, ухоженных, с заплетенными и украшенными гривой и хвостом, хочется верить, что англичане сумеют сохранить свою самую большую лошадь.
Спасибо проектам
Журнал Конный мир № 6 2004 г, Волкова Е.
http://www.equestrian.ru
http://www.konevoz.ru
http://www.zoo-dom.com.

Здоровья Вам и Вашим питомцам!
© 2024 Команда «ЗООВЕТ»
Мы всегда рады Вам помочь!
Круглосуточная консультация:
+7 (495) 775-94-24
Запись на прием
clients@zoovet.ru

Возврат к списку