Тарпан — вымерший предок современной лошади, являющийся подвидом лошади Пржевальского. Ещё в XVIII—XIX веках был широко распространён в степях ряда стран Европы, южной и юго-восточной Европейской части России, в Западной Сибири и на территории Западного Казахстана. В XVIII веке много тарпанов водилось около Воронежа.
Сущестовало два подвида тарпанов: лесной и степной. Лесной тарпан обитал в лесостепях, а степной — в степях Европы.
Один из очевидцев охоты на тарпанов пишет: «Охотились на них зимой в глубоком снегу следующим образом: как скоро завидят в окрестностях табуны диких лошадей, садятся верхом на самых лучших и быстрых скакунов и стараются издали окружить тарпанов. Когда это удаётся, охотники скачут прямо на них. Те бросаются бежать. Верховые долго их преследуют, и, наконец, маленькие жеребята устают бежать по снегу."
Тарпаны были маленького роста с относительно толстой горбоносой головой, остроконечными ушами, густой короткой волнистой, почти курчавой шерстью, сильно удлинявшейся зимой, короткой, густой, курчавой гривой и средней длины хвостом. Цвет летом был равномерный черно-бурый, желто-бурый или грязно-жёлтый, зимой светлее, мышастого цвета с широкой тёмной полосой вдоль спины. Ноги, грива и хвост — тёмные. Густая шерсть позволяла тарпанам переживать холодные зимы. Крепкие копыта не требовали подков. Высота в холке достигала 136 см у степных тарпанов, лесной подвид был несколько меньше. Длина тела около 150 см.
Тарпаны водились табунами, иногда по нескольку сотен голов, которые распадались на маленькие группы с жеребцом во главе. Тарпаны были крайне дики, осторожны и пугливы. Жителям они причиняли сильный вред, уводя домашних кобыл и поедая запасы сена в степи. Поэтому жители усиленно преследовали их.
Вымирание
Человек приручил лошадь около 6 тысяч лет назад. Где и когда это произошло - неведомо, но родиной современной лошади большинство ученых называют южнорусские степи.
Тарпан на языках тюркских народов означает "нестись вскачь во весь опор, лететь вперед". И он оправдывал свое имя: дикие жеребцы часто угоняли домашних кобыл. Люди оттесняли тарпанов от водопоев и пастбищ, применяя любые способы.
Общепринято считать, что тарпаны вымерли из-за распашки степей под поля. Их вытеснили стада домашних животных, занимавших пастбища и водопой.
В 1918 году в имении близ Миргорода в Полтавской губернии умер последний (степной) тарпан. Ныне череп этого тарпана хранится в Зоологическом музее МГУ, а скелет — в Зоологическом институте Академии наук Санкт-Петербурга.
Тарпаны плохо переживали неволю, обуздать и приручить их не удавалось. К тому же жеребцы тарпанов часто уводили к себе в табуны домашних кобыл и дрались за них с домашними жеребцами. Также тарпаны вытаптывали летом посевы, а зимой съедали запасённое сено.
За тарпанами, кочевавшими огромными стадами по Причерноморью вплоть до ХVIII века, шла напряженная охота. Поучаствовал в ней и великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125), оставивший в знаменитом «Поучении» такое свидетельство: «А се в Чернигове деял есм: конь диких своима рукама связал есмь въ пущах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по ровни ездя имал есм своима рукама те же кони дикие».
Красивы были тарпаны: шерсть мышастая, вдоль хребта темный ремень, темные ноги, а грива короткая, ежиком! Голова большая, на толстой шее. Хвост длинный, но не густой. Высота в холке достигала до 136 см. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Обуздать и приручить их не удавалось.
Полшкуры об изгородь обдерет, одну ногу сломает, да на трех все равно уйдет. Ну и, конечно, не обошлось тут без гастрономического интереса: мясо тарпана необычайно вкусно.
Главными конеедами оказались католические монахи. Они настолько преуспели в чревоугодии, что Папа Григорий III вынужден был решительно пресечь сие безобразие. «Ты позволил некоторым есть мясо диких лошадей, а большинству и мясо от домашних, - писал он настоятелю одного из монастырей. - Отныне же, святейший брат, отнюдь не дозволяй этого». Однако запущенную мясорубку не удалось остановить ни тогда, ни позднее...
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины за последние 50 лет и, за малым исключением, по вине человека.
Неудивительно, что участь дикой лошади была предрешена. Последний раз тарпан удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Последний вольный тарпан был убит поблизости от степного заповедника Аскания-Нова на Украине в 1879 году, а пойманный жеребенок прожил в табуне домашних лошадей до 1919 года. В 1808 году последние полукровные животные из Беловежской пущи были розданы крестьянам. А ведь некогда в Беловежских лесах князь Владимир Мономах ловил арканом диких лошадей целыми табунами. Спустя 400 лет литовские князья, согласно "Статуту 1588 года", за убийство тогда уже исключительно редкого животного платили огромный штраф, равный стоимости 3—4 дойных коров.
Когда тарпаны были уже истреблены, была открыта и изучена дикая лошадь Пржевальского и обнаружены древние изображения диких лошадей, обитавших в южных областях Европы, тогда зоологи, уже задним числом, признали вымершего тарпана за настоящую дикую форму. Это подтвердил и хромосомный анализ: у лошади Пржевальского выявлено 66 хромосом, тогда как у домашней — 64.
Сохранились в некоторых регионах, в частности в Польше, помеси тарпана с домашней лошадью. Ученые задались целью путем строгого отбора и подбора восстановить дикого тарпана. Взяв за основу тарпановидных коников (потомков тарпанов и местных лошадей), польские ученые в течение десятка лет вели селекционный отбор, восстанавливая в ручных жеребятах черты их диких предков. Удалось создать тип лошади с внешним видом тарпана. Эти животные имеют характерное телосложение и очень крепкие копыта, не требующие подков. И вот уже который год кочует по беловежским лесам воскрешенное стадо тарпанов!
Работы по восстановлению тарпана ведутся и сейчас.
Но восстановленный тарпан — это фактически своеобразная порода домашних лошадей, предназначенная для того, чтобы демонстрировать ее в зоопарках как «живого предка» домашней лошади.