Первые упоминания о мелких, но выносливых лошадях этого региона встречаются уже в 15 веке. Эти животные жили в лесах почти свободно, вмешательство человека заключалось почти исключительно в подкормке сеном в особо суровые зимы. При необходимости лошадей отлавливали с помощью подобия лассо. Однако и в этих условиях осуществлялась своеобразная племенная работа. Так, один из курфюрстов, неудовлетворенный качеством получаемых лошадей, приказал произвести отстрел всех местных жеребцов и выпустить вместо них 11 жеребцов благородных пород - турецких, испанских, английских и восточно-прусских.
Выросшие в суровых условиях лошади были неприхотливы, невелики (рост составлял 145-150 см), но исключительно выносливы, что и обусловило их использование в военных целях во время наполеоновских войн 1796-1815 гг.
Однако, следуя тенденциям того времени, постепенно местная порода была практически уничтожена бессистемным скрещиванием с андалузскими, неаполитанскими и голландскими жеребцами. Эта причина, а также постоянный переход территорий из владения одного государства во владения другого, препятствовали возникновению однородной породы на территории Вестфалии.
После вхождения территорий в состав Пруссии в 1815 году было решено организовать на территории провинции ремонтное коннозаводство, однако из-за зоотехнической неграмотности основной массы заводчиков и отсутствия серьезного руководства, задача эта выполнена не была.
Местные кобылы имели недостаточный рост и были слишком грубыми, их потомство от благородных жеребцов, стационированных в ГЗК Варендорф, для использования в армии было мелким и некрасивым, а для развивающегося сельского хозяйства - слишком легким и слабым. В результате, большинство заводчиков, поначалу возлагавших большие надежды на госконюшню, прибегло к использованию жеребцов, максимально близких по типу к их кобылам, в основном из собственного разведения.
Когда в 1834 году было решено ликвидировать государственное содержание жеребцов-производителей, поскольку их потомство не годилось ни для продажи, ни для собственных нужд, прусский обершталмейстер фон Кнобельсдорф выступил с резкой критикой недостаточного понимания крестьянами целей и задач селекции, плохие условия выращивания молодняка.
Несмотря на организацию в 1837 году нескольких ремонтных депо, качество предлагаемых к продаже лошадей на ярмарках было столь низким, что закупочная комиссия могла отобрать лишь 8-10% лошадей, попадавших при этом в самую низкую ценовую категорию обозных лошадей. Для примера: в 1840 году в Вестфалии было около 128 тыс. лошадей, из них 25 тыс. в возрасте 3-5 лет, в том числе около 10 тыс. потенциально годных к продаже. На 23 конских ярмарках из 810 представленных к продаже лошадей комиссия отобрала лишь 131 животное.
При таких объемах продаж разведение ремонтных лошадей не могло стать сколько-нибудь значимой отраслью сельского хозяйства. После 20-летнего существования ремонтные депо были расформированы. После этого в коневодстве Вестфалии царила полная анархия. С одной стороны, были полностью прекращены ремонтные закупки для прусской армии, с другой стороны, интенсификация сельского хозяйства требовала более крупной и мощной лошади. Уже с 30-х годов XIX века ежегодно закупались остфризские кобылы, с 40-х годов стали ввозить ютландских рабочих лошадей.
Для придания мелким вестфальским лошадям большего калибра в племенной состав было введено большое число ольденбургских и ганноверских кобыл. С 70-х годов XIX века крестьяне и госконюшня приобретали тяжеловозных жеребцов из Англии, Бельгии, Франции - клейдесдалей, першеронов, брабансонов, арденов. Это бессистемное скрещивание привело к тому, что конское поголовье провинции представляло собой коллекцию различных помесей, состоящую в массе своей из бестипных рабочих лошадей.
Перемены начались в 1888 году, когда по инициативе барона фон Шорлеммера-Альста был организован первый районный союз заводчиков, в задачи которого входил подъем коневодства за счет улучшения маточного поголовья, покупки хороших жеребят, премирования кобыл, создания племенного регистра, и не в последнюю очередь - просвещения заводчиков.
Целью работы было провозглашено разведение тяжелой высококлассной упряжной лошади. В распоряжении прогрессивных заводчиков для улучшения поголовья находились 2 государственных и 7 частных жеребцов ольденбургского происхождения.
Вслед за этим было создано еще 20 подобных объединений заводчиков в разных районах. Комиссией союза заводчиков провинции было решено разделить коневодство на два направления: полукровное и тяжеловозное. Полукровные жеребцы допускались к использованию только на полукровных матках, тяжеловозные же - на тяжеловозных, помесных и кобылах неустановленного происхождения тяжелого типа.
В 1904 году была основана племенная книга провинции Вестфалия, было введено премирование кобыл, организованы выставки лошадей. Поскольку потомство ольденбургских и остфризских жеребцов от местных кобыл не всегда удовлетворяло запросам заводчиков, к племенному использованию в разное время поступали рысистые и англо-норманские жеребцы. Использование французских производителей существенно улучшило конституцию и качество движений вестфальских лошадей, но из-за слишком легкого для хозяйственных целей потомства, англо-норманских жеребцов сменили ганноверские. Процесс совершенствования породы был прерван Первой Мировой войной.
В 1920 было решено вести племенную работу на ганноверском базисе. В 1940 году было лицензировано 152 полукровных жеребца, из них 46% составляли сыновья ганноверских жеребцов, рожденные в Вестфалии, а остальные 54% были представлены жеребцами ганноверского происхождения, введенными из Мекленбурга и Нижней Саксонии.
Во время Второй Мировой войны лучшие лошади были утеряны. Во время бомбежек была уничтожена большая часть племенных записей. Однако растерянность заводчиков по поводу дальнейшей судьбы породы продолжалась недолго, и уже в 1946 году была проведена первая послевоенная регистрация кобыл и жеребят. Для расширения поголовья были куплены лошади ганноверского происхождения, в основном жеребцы. При отборе особую ценность придавали происхождению из старых консолидированных материнских семейств.
С началом модернизации сельского хозяйства дальнейшим направлением развития полукровного коневодства Вестфалии, как и в других провинциях Западной Германии, было выбрано разведение спортивных лошадей. Госконюшня Варендорф даже в первые послевоенные годы сохраняла среди производителей жеребцов верхового типа, которые до роста популярности конного спорта использовались очень ограниченно. Среди них были чистокровные верховые Дискус от Херольда, Ландсер от Туллуса Хостилиуса, тракененский Армемарш от Посейдона, восточно-прусский Джюльмонд.
Процесс улучшения верховых качеств шел двумя путями: с одной стороны, широко использовались жеребцы пород - улучшателей, преимущественно чистокровной верховой, более ограниченно - тракененской, с другой стороны, проводилась последовательная селекция местного маточного поголовья. Использование чистокровной породы было более дозированным, чем в ганноверской, а тем более голштинской и ольденбургской породах. Из 25 чистокровных верховых жеребцов, стационированных в Варендорфе, наиболее значительными для развития породы были Анджело - отец известного Алериха, выступавшего в выездке под седлом Райнера Климке, а также Луциус и Синус.
Значительную роль в совершенствовании породы сыграл частный конный завод Форнхольц, основанный в 1937 г. фон Нагелем. Именно в нем использовались три важнейших для вестфальского коневодства жеребца - Плучино, Папайер и Рамзес.
Линия чистокровного верхового Плучино (1949 г. р от Никколо дель Арка) продолжалась через Персеуса, его сына Пилатуса и внуков Пилота 1974 г. р. и Полидора 1972 г. р.
Линия чистокровного Папайера (1954 г. р. от Першиан Гальф) - через его сына Парадокса, 1964 г. р. Парадокс оставил 20 сыновей и 225 маток, а также большое число спортивных лошадей высокого класса. Другую успешную в спорте линию основал польский англо-араб Рамзес через своих внуков - Радецкого и Рамиро, рожденного от голштинской кобылы. Представители этой ветви линии успешно выступают в конкуре. В области выездки хорошо зарекомендовала себя ветвь линии Рамзеса через Радецкого, 1951 г. р.
Радецкий был стационирован в ГЗК Варендорф с 1953 года. Его племенная карьера длилась 21 год. За это время от него было получено 20 производителей, 224 матки и большое количество успешных спортивных лошадей, в том числе занявший 1-е место в Чемпионате мира по конкуру 1978 г. Роман. Эта линия продолжается через Ромуса 1-го - Ромулуса 1-го - Ромадура 2-го.
Представителем этой линии в спорте и в селекции является Рубинштейн, вороной жеребец 1986 г. р. от Розенкавальера, сына Ромадура 2-го и дочери чистокровного Анджело.
После смерти в 1967 году Рамзеса в Форнхольц был поставлен его внук Рамиро от голштинской кобылы, названный впоследствии "жеребцом столетия". Однако, вследствие трений, возникших между владельцем конного завода Форнхольц и руководством вестфальского племенного союза, лошади, рожденные в конном заводе с конца 60-х годов, получали голштинское тавро и вписывались в голштинский студбук. Ни один потомок Рамиро не был куплен для использования в ГЗК Варендорф. Для совершенствования прыжковых качеств позднее были закуплены и 2 голштинских жеребца - Салинатор от Зильберзее и Либерал от Лакапо.
Из французских жеребцов, оставивших сыновей-производителей в современном племенном составе, наиболее значительный след оставил Фуриозо 2-й, сын чистокровного Фуриозо - один из ведущих производителей в европейском спортивном коневодстве. Определенную роль в совершенствовании породы сыграли также французские англо-арабы - Газир, Шарман, Монсьер.
Из тракененских жеребцов, оставивших след в вестфальском коневодстве следует упомянуть Абшаума и его потомков Аара и Аарштайна. Выступавший в конкуре по седлом Франка Слоотака Аргонавт является правнуком Абшаума по мужской линии.
Из старых ганноверских линий в вестфальской породе сохранились несколько линий. D-линия ведется через Дамхирша от Дуфта 1-го, Диригента от Дудена 1-го, Доктора и Дукера от Дуэлянта, Дилетанта от Дипломата, в последнее время - через Дамоклоса от Давоса. F-линия - через Фрюлинга 1960 г. р. от ганноверского Фрюшайна, купленного в начале 60-х годов, сегодня представлена около 15% вестфальских производителей. Эта линия продолжается через сыновей Фрюлинга Фрюлингстраума 1-го (1964 г.р.), Фрюлингтраума 2-го (1968 г.р.), Фрюлингбалла 1970 гр. и Фокстротта 1974 г.р.
G-линия продолжалась через сыновей Готтхарда - Готтлоба и Готшалька и через сына Грюндера 1-го Грюншпехта.
В 1999 г. племенной состав вестфальской породы насчитывал 9103 кобылы и 277 жеребцов. На Олимпиаде в Сеуле в 1988 году в состав немецкой команды по выездке, завоевавшей командное золото, входили вестфальский Рембрандт от Ромадура 2-го под седлом Н.Уппхоф, Алерих от Анджело под Р.Климке, Ганимедес от Грюнхорна под М.Теодореску. В конкуре командное золото принес немецкой команде рыж. мер. Бугатти Педро 1980 г.р. от Пилота.
В 90-е годы в конкуре с успехов выступали гнедые кобылы Шоутайм 1985 г. р. и Ту Степ, происходившие от полубратьев Пилота и Полидора. Сегодня породу в выездке представляют Май Фэйр Леди, Рубенс, Ренуар, в конкуре - рыж. коб Глэдиз 1992 г. р. от Грандёра, рыж. жер. Про Пилот 2-й 1991 г. р., т.-гн. коб. Пилотта 1991 г.р. от Пилота и др.
Самая известная после Олимпиады в Сиднее в 2000 году вестфальская лошадь - рыжый мерин Фарбенфро 1990 г. р., выступавший в выездке под Н. Капельманн - золотая медаль в командном зачете, 4-е место в личном. Другие известные "дрессурные" лошади, носящие вестфальское тавро - гнедой мерин Этьен 1988 г. р. от Эрентуша, гнедой мерин Рубенс 1991 г. р. от Розенкавальера.