В средневековой Англии повсюду, где развивалось скотоводство, культивировалось разведение собак, которые при необходимости могли справиться с быком. К тому же травля быков была очень популярным в те времена развлечением. Ценность собаки была непосредственно связана с ее способностью сражаться как с быками, так и со львами, медведями и даже обезьянами. Хорошая бойцовая собака стоила больших денег.
Организация «спортивной» травли быков в 1204 году привела к выведению бульдога, который лучше отвечал целям этого мероприятия, чем собаки случайного происхождения. Как только начали организовывать травли быков, ставшие популярным зрелищем, травильные собаки приобрели особую ценность. Увлечение травлей быков собаками и собачьими боями сопровождалось ростом ставок на победителей. Бульдогов оценивали очень высоко, особенно щенков от бульдогов-победителей.
Таким образом, при разведении бульдогов руководствовались тем, чтобы получить как можно больше прибыли от будущего потомства. Теории разведения не отличались особой научностью, но, по крайней мере, существовало мнение, что потомство должно быть лучше своих родителей, и много внимания уделялось тому, чтобы подобрать для разведения однотипные пары собак.
Ценность бульдога была непосредственно связана с его способностью сражаться с быками, другими крупными животными - львами и медведями, а также - с его готовностью переносить боль. Для этого бульдогов доводили до звероподобного состояния, чтобы продемонстрировать их способность добровольно страдать. Часто такие «показы» заканчивались смертью собаки, но они, тем не менее, подогревались возрастающей ценой на щенков.
Нельзя забывать и о том, что в то время сострадание было не на высоте. Равнодушие считалось за правило, медицинская помощь зачастую не оказывалась даже людям, а жизнь животных совсем не ценилась. Раненая или больная собака выздоравливала сама по себе или же умирала. Уцелевшие бульдоги представляли собой наиболее выносливых собак. В течение нескольких столетий бульдоги дают собак, обладающих железной конституцией, которая по праву стала легендарной.
Так бульдоги просуществовали до начала 1800-х годов. Мир стал немного цивилизованней, немного добрее и несколько внимательнее по отношению к братьям меньшим. Травли быков, а также собачьи бои, были запрещены законом.
Запрещение собачьих боев в 1835 г. повлекло за собой забвение бульдога и его полное исчезновение у себя на родине.
Движение за запрещение кровавых развлечений сопровождалось повышением среднего жизненного стандарта, что позволяло выходить интересам человека за рамки простого выживания. Очень популярны стали выставки собак, которых стали разводить преимущественно для того, чтобы принять участие в подобных мероприятиях.
Бульдог того времени не обладал слишком примечательной внешностью, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание. Некоторые породы, такие как ирландский волкодав и шотландская оленья борзая (дирхаунд), были любимцами знати и имели длинную легендарную историю. Другие породы, как ирландский и английский сеттер, долгое время славились как охотничьи собаки у землевладельцев, имевших обыкновение отдыхать на охоте за птицей.
У бульдога же не было столь влиятельных сторонников. Это была собака рабочих-простолюдинов - животное, приспособленное для потной и кровавой работы у скотоводов, поставлявших мясо к столу. Но это была довольно драчливая собака, и когда на ринге собиралось несколько бульдогов, то возникало гораздо большее оживление, чем этого ожидали устроители выставки.
Как только начали проводиться выставки собак, возникла необходимость разделить собак на отдельные породы. Для разведения каждой породы в чистоте были организованы клубы, которые вели родословные записи и регистрировали собак. Для того чтобы показывать породу на выставках, разводить и регистрировать ее представителей, необходимо было придумать и название для нее. Поскольку бульдог выставочного типа непосредственно происходил от существовавшего тогда рабочего бульдога, который не вылился в отдельную породу, то название «бульдог» было идеальным. Таким образом, название «бульдог» было присвоено кроссбридным собакам, которых получили специально для того, чтобы показывать на выставках, и порода, которую мы называем «английский бульдог» с тех пор и носит это название.
Бульдог выставочного типа собрал целую армию поклонников, и эта порода стала даже национальным символом Англии. Хотя эти бульдоги никогда не использовались для работы и совершенно не способны для кровавых сражений, тем не менее, эта порода стала олицетворять английскую непреклонность. Исходная форма бульдога была забыта у себя на родине. Но этого не произошло с бульдогами, которые попали в английские колонии вместе с эмигрантами. История бульдога, таким образом, не закончилась.
В начале 1700-х годов экономическая обстановка в Англии была довольно суровой. Тюрьмы были переполнены людьми, неспособными заплатить свои долги. Им было поставлено условие: они будут выпущены из тюрьмы, если поселятся в новой колонии в Джорджии. Идея заселения имела двоякую цель. Во-первых, она должна была служить связующим звеном между английскими владениями в Вирджинии и Каролине, французскими владениями в Новом Орлеане и испанскими во Флориде. Во-вторых, Королевство снимало с себя обязанности кормления должников в тюрьмах.
Хотя никакие должники так никогда и не достигли Джорджии, новые колонии были заселены многими энергичными представителями рабочего класса, которые влачили жалкое существование в Англии и с радостью ухватились за возможность начать новую жизнь в Америке. Многие из этих переселенцев взяли с собой все свое имущество, включая собак. Значительная часть этих собак была представлена рабочими бульдогами того времени, когда выставки собак еще не были организованы, а травли быков еще не были под запретом.
Со временем выставки собак начали устраивать и в Америке, был создан Американский Кеннел Клуб (АКС). Америка переживала тогда Гражданскую войну. Нью-Йорк, Бостон и Филадельфия стали центрами торговли и культуры, а Чикаго представлял собою сильного брата на границе. Юг выглядел гораздо беднее, был менее образован и считался «деревенщиной».
Никаких попыток включить различные породы собак Юга в список Американского Кеннел Клуба не было предпринято. Иностранные породы, привезенные из других земель считались «шиком»; собаки Юга считались обычными. Поскольку в АКС уже была зарегистрирована порода под названием «бульдог», то для бульдога с Юга было необходимо придумать другое название, чтобы в случае проявления интереса к этой породе люди не путали ее с английским бульдогом. Но интереса к распространению породы с Юга проявлено не было. Это приводило к тому, что ее называли по-разному: выставочный бульдог, старый бульдог, рабочий бульдог, пит-бульдог, боевой бульдог - эти названия использовались в разное время, среди них были также такие как южный белый, белый старого типа, джорджинский большой - все это относится к американскому бульдогу.
Собачий бум второй половины 80-х и появление многочисленных книг по собаководству не прибавили информированности о рабочих американских бульдогах. Так что в 1990-1991 гг. практически никто, по крайней мере в Москве, даже и не слышал о такой породе. Между тем, 70-80-е годы отмечены стремительным ростом популярности «великанов из Джорджии» на их родине. Растет число профессиональных питомников, количество регистрируемых пометов, бульдоги находят все новых и новых поклонников буквально во всех штатах. А главное, в 90-х годах американские бульдоги начинают лидировать в состязаниях по дрессировке, что ставит их в один ряд по способности к послушанию с такими общепризнанными «служаками», как немецкие и бельгийские овчарки.
Однако, победы на «дрессировочных» чемпионатах - явление само по себе значительное и весьма редкое для собак из группы молоссов, - для американских бульдогов - лишь «демонстрационный», завершающий штрих в их карьере универсальной рабочей породы. Вся долгая история этих по-своему уникальных собак, тесно связанная с практическим применением для различных целей, проходила вдалеке от выставок и шоу-бизнеса, находясь как бы в глубокой тени от официального, «клубного собаководства».
Бульдоги помогали охотиться и загонять скот, однако, к концу века появилась еще одна область их применения: расплодившиеся стаи одичавших собак уничтожали все живое вокруг и, порой, наносили существенный ущерб местным жителям, нападая на домашних животных и птиц. Д-р Карл Сименсик, называя американских бульдогов в числе бойцовых пород, считает, что и в нашем веке истребление бродячих собак является основной специальностью «пит-бульдогов» (прежнее название породы). Вот как он описывает охоту на диких собак с бульдогами в своей книге «Мир бойцовых собак» (The World of Fighting Dogs. By Dr. Carl Semencic, 1984): «Пит-бульдог выполняет при этом очень ответственную задачу - устремляется в глубь стаи и нападает на вожака, либо убивая его, либо удерживая достаточно долго для того, чтобы успели подойти его человеческие партнеры и завершили дело с помощью оружия.
Работа собаки гораздо сложнее, чем может показаться, поскольку ей приходится сражаться не только с вожаком, но и против остальных членов стаи, которые обычно защищают своего лидера. Для собачьих боев такого рода требуется крупная и очень мощная собака, ибо первый удар по вожаку должен быть столь сокрушительным, что его бегство стало бы невозможным. Американский пит-буль-дог оказался вполне эффективным, чтобы быстро справляться не только с лидерами, но часто и с остальными членами стаи диких собак.... фактически, именно для этого его чаще всего и разводят».
До конца 50-х годов американские бульдоги не были зарегистрированы в какой-либо национальной кинологической организации, не имели официальных родословных и «единой племенной книги», не участвовали в выставках и чемпионатах. Разведение велось «по старинке», согласно традициям и советам опытных собаководов, отбор производителей - почти исключительно по рабочим качествам. Билли Б. Хейнз в своих «Заметках по истории и раннему разведению американских бульдогов» так рассказывает о своих поисках бульдогов ценных кровей: «Сам я изрядно потрудился, чтобы найти, наконец, замечательных сук из старых рабочих кабаньих линий Алана Скотта - к ним принадлежат многие знаменитые собаки прошлого.
Вся хитрость в том, чтобы «раскопать» линии, не подпорченные собаками из питомников. Мне пришлось просмотреть очень много, чтобы найти очень мало. Все они были в забытых богом местах, в лесной глухомани, где я ничего бы и не нашел, если бы не советы моих друзей из старожилов и не их ручательство за меня.» Как видно из этой цитаты, старые заводчики редко отдавали щенков и собак «чужакам», и это еще одна причина еще недавнего локального распространения породы и незнакомства с ам. бульдогом на большей части США.
На рубеже 50-60-х годов породу под названием «американский пит-бульдог» зарегистрировал Фонд исследования животных (Animal Research Foundation) и утвердил первый стандарт, представленный Джоном Д. Джонсоном (из Саммервиля, штат Джорджия). В дальнейшем американских бульдогов регистрировали NKC (National Kennel Club) и специально созданная ABA (American Bulldog Association). Современное название породы - американский бульдог, и оно уже не отпугивает потенциальных поклонников своей причастностью к собачьим боям.
Как уже говорилось в начале статьи, число любителей американских бульдогов и в США, и в других странах стремительно растет, и это при том многообразии пород собак, которые давно известны в мире! Видимо, можно признать, что ам. бульдог нашел свою «экологическую нишу», свой «электорат» - людей, для которых важны не победы на выставках, а абсолютно надежный друг рядом, способный, как было сказано в первом стандарте Джонсона в графе «характер», «защищать хозяина от любого опасного субъекта, вне зависимости от размеров последнего, и даже ценой своей жизни». Здесь уместно привести прекрасные слова профессионального дрессировщика Майка Харлоу: «Американские бульдоги испытывают врожденное недоверие к чужим.
Они обладают высокоразвитой способностью схватывать ситуацию: «что-то тут неладно! ». С ними невозможно блефовать. Они чуют дурака и игнорируют его, даже если он самый решительный из дураков... За 16 лет полицейской службы и общения с самыми разными собаками я не встречал среди них ни одной, которая превосходила бы по надежности американского бульдога. У меня были английские бульдоги, ротвейлеры, пит-були, немецкие овчарки и американские бульдоги. Всех их я дрессировал, плюс еще бульмастифов, малинуа, бувье, ризеншнауцеров, доберманов и одного мастино. И превыше всех я ставлю американского бульдога - как для персональной охраны, так и для полицейской работы.
Столь высокий ранг я приписываю им не потому, что развожу их. Наоборот, я развожу их потому, что столь высоко ценю». Многие другие опытные дрессировщики, имевшие опыт обучения собак различных пород, также признают свойственные ам. бульдогам надежность, страстное желание трудиться: «их так легко и приятно дрессировать! » Эти качества в сочетании с чудовищной физической силой придают владельцу бульдога чувство уверенности в себе, столь необходимое в наше неспокойное время.
Новицкая Светлана, питомник "Терра Вива"
Использованная литература:
Джон Блэквелл. Американский бульдог. Москва, 1996 г.
А. Шермет. Американский бульдог. Журнал «Кинополис», Москва №1/1996 г.