Бакхмуль - это горная многофункциональная азиатская борзая. Кочевники называли её «ак-тази-ит», «белая борзая (быстро мчащаяся) собака», относится к группе восточных борзых и считается одной из самых древних пород. Предположительно её прародиной является древний Пенджаб в Северной Индии (ныне Пакистан) высокоразвитая протоиндийская Хараппская цивилизация, возникшая на местной основе во 11 тысячелетии до н.э. Хотя в ту эпоху города были центрами торговли, особенно активной с Месопотамией, которая осуществлялась сухопутным и морским путём, но большинство населения – земледельцы и скотоводы - продолжало жить общинами в сельской местности. В долине Инда и его притоков использовали ирригацию, были приручены домашние животные, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, были одомашены собака, кошка, осёл, население собирало по два урожая в год, используя удобрения. О высокой культуре говорит строгая планировка городов, где проживало до 100 тыс. человек, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Индоарийские племена пришли в Индию несколько веков позднее падения Хараппской цивилизации. Н.А. эл Перро («ридерс дайджест», Испания, 1983) утверждает: «Афганские борзые пришли с севера Индии, затем проделали сотни километров с караванами арабских купцов, чтобы позже обосноваться в Афганистане». Рассказывая о походе великого полководца А. Македонского, древнегреческий географ Страбон упоминает о стране Кафея в Сев. Индии, где «очень ценят красоту лошадей и собак» где предположительно, разводили собак, впоследствии получивших название афганских.
Бакхмуль – горная борзая, обитавшая в горных хребтах Чагая, Гиндукуша, Тобакакара, Хиндураджа, Памира и частично Тянь-Шаня. Светлый окрас слоновой кости или белой масти с палевым «седлом» на спине – под стать горам, сложенным из песчаника и известняка, покрытых снегом, делал собаку невидимой для врагов, а густая бархатисто-шелковистая ангорская длинная по корпусу шерсть защищала его от стужи и жары в холодных высокогорных пустынях и полупустынях на высоте 2500-3500 м над уровнем моря. Учёный Джексон Сэнфорд высказывает гипотезу, которая относит афганскую борзую к ещё более древнему периоду: « Скелет афганской борзой идентичен скелету борзовидного животного, останки которого были обнаружены в Азии и возраст которого исчисляется ста тысячами лет». Существует также и другая версия, согласно которой эти борзые мигрировали с караванами арабских купцов с Аравийского полуострова. Однако папирусы 1У тыс. до н.э. свидетельствуют о том, что это были салюки, а не афганские борзые. В гробницах знатных особ в долине Нила имеются изображения борзых салюки. Возможно, истина лежит где- то посередине. Горной многофункциональной собаке азиатского происхождения, сформировавшейся в процессе длительной эволюции природы, нет аналога по структуре и расположению шерстного покрова, поведенческих инстинктов, гармонии статей, способностью адаптироваться. Человек осторожно, не навязывая своей воли, с целью придания скорости горной тази, сохранив её уникальную маневренность и прыгучесть, необходимую для работы в гористой местности во время охоты на горных козлов и баранов, подливал время от времени кровь более быстроходной салюки, мигрировавшей в Азию с Аравийского полуострова, не изменяя при этом радикально вид.
Однако принцип внутрипородного разведения с отбором лучших особей для закрепления ценных породных признаков оставался главенствующим и только благодаря ему до нашего времени сохранились эти уникальные древние охотничьи многофункциональные собаки, прекрасно исполняющие также роль охранников. Умелое применение инбридинга (близкородственного скрещивания) у хороших собак не снижает жизнеспособности, как это утвердилось в сознании многих разведенцев сталинской эпохи, а наоборот, способствует выведению ярких «блёстких» собак. Опытные селекционеры постоянно применяют инбридинг для улучшения пород и линий. «Помни, что ТЫ – древняя борзая, и пусть ни один человек не изменяет ТЕБЯ» – говорится в заповеди древних, может быть более примитивных по сравнению с современным человеком, но без сомнения, более мудрых, ибо они не пытались усовершенствовать то, что и так совершенно. Ни одно творение рук человеческих не может быть совершеннее творения ПРИРОДЫ. Природа, как Творец, целесообразна и терпелива. Она ничего не добавляет и не убавляет, формируя в процессе эволюции свои творения. Человек сам есть творение Природы, а потому несовершенен в роли Творца.
Бакхмуль в переводе с языков индоевропейской группы (фарси, дари, пушту) означает «бархатный», что вполне соответствует его уникальной и неповторимой у других пород собак длинной бархатистой шерсти по корпусу. Не имея такой шерсти, как бы иначе он смог защититься от суровой стужи высокогорья с 15 градусными перепадами суточной температуры, от зноя и ветра, снега и яркого солнца? Светлый окрас прекрасно сочетался с окружающей местностью, защищая собаку от зверей, помогая ей максимально приблизиться к дичи, чтобы добыв её, накормить себя и человека. Основной пищей местного населения были тау-тэке (горный козёл) и архар (горный баран) и бакхмуль прекрасно справлялся с ролью травильной собаки, преследуя зверя по скалам и долинам. Экарт Грюн (1958) так описывает работу собаки, являясь очевидцем охоты в горах Гиндукуша. «Горные козлы невероятно быстрые и ловкие, и если бы тази (бакхмуль – горная тази) не имел тех же способностей, он рисковал бы жизнью. Этот способ охоты наиболее честный и благородный. За собакой нет человека, готового воспользоваться ружьём, есть только два противника, которые сражаются мускулами и ногами. Создаётся впечатление, будто серо-жёлтое перо подхвачено потоком, и вот оно понеслось вверх по обрывистым склонам гор. Охота может продолжаться более двух часов на одном дыхании. Невозможно реально оценить правдоподобность этого подвига, не увидев скал и расщелин Гиндукуша». Бакхмуль гнал козла или барана на вершину и тот, измучившись, падал со скалы вниз. Во время королевских охот в Афганистане более всего ценился бакхмуль-вожак, кобель-убийца, азартный, широкотелый, крепкокостный, злобный к зверю. На крупного зверя (волка, шакала, леопарда) натравливались несколько тази, задачей которых было взять зверя в кольцо и задержать. Вслед шёл кобель-убийца. Его задачей было убить зверя не повредив шкурки, в противном случае, он мог поплатиться жизнью от рук охотников, которые следовали за собаками. Воспитание было спартанским и отбор жёсткий. Сук реже использовали на охоте, поскольку их основным назначением было давать потомство.
Но бакхмулей использовали не только на охоте или для охраны стад овец и коз. Прекрасные сторожевые качества бакхмуля проявились и в период англо-афганских войн. Этот случай вошёл в американскую энциклопедию как пример прекрасной сообразительности и дисциплинированности бакхмулей. « В крепости Чаман на границе бывшей Индии (ныне Пакистан) и Афганистана наряду с индийцами несли дозор их верные стражи – бакхмули. Когда наступала ночь и проходила смена караула, охранявшего крепость, появлялись парами бакхмули. Безмолвно, без приказов со стороны своих хозяев-индийцев, они проползали в отверстие под стеной, парами обходили крепость и возвращались в исходную позицию. Затем их сменяла другая пара, повторяющая обход, и так до наступления утра. Никто не давал им команды. Собаки действовали самостоятельно. Они несли караульную службу. Со стороны это казалось мистикой.» Во времена гражданской войны в Афганистане после переворота 1978 г боец афганец, сражавшийся на стороне своего правительства вместе со своим бакхмулём, охраняя фортификацию, рассказывал, что в крепости было ещё несколько обученных бакхмулей, находившихся на довольствии. Бакхмулей ночью отправляли в стан врагов за «языком». Собаки неслышно подползали к костру и хватали ближайшего к ним «душмана» за руку или одежду, тихим рыком предупреждая оторопевшего, что при сопротивлении будет взят «по месту», уводя пленного к своим в лагерь. Однажды на укреплённой высоте афганцы отбили атаку душманов, расположившись в фортификации и крепко заснули, понадеевшись, что повторной атаки не последует. В дозоре остались лишь бакхмули. Вдруг один бакхмуль встрепенулся, почуяв неладное. Фортификацию окружали «душманы» для повторной атаки. Бакхмуль начал будить хозяина, стягивая одеяло и мордой тыча в лицо, но уставший хозяин крепко спал. Тогда собака сильно завыла подобно волку. Когда бакхмуль воет, кровь в жилах стынет. Воины мгновенно проснулись и увидели, что враги окружили крепость. Начался новый бой, который закончился успешно. Ещё несколько минут промедления и неожидаемую атаку вряд ли удалось отбить. Весь следующий день бакхмуля-спасителя носили «на руках», потчуя его и обласкивая, воздавая ему хвалу.
Потребность сохранить редкую уникальную породу в первозданном виде, максимально приближённому к древнему типу, диктовала необходимость принятия отечественного стандарта на аборигенную (первичную) афганскую борзую, охотничью, а не декоративную собаку, тем более, что сохранить тип истинной борзой позволяли охотничьи просторы России и вывезенный из афганского королевского питомника «Каризамир» генофонд из нескольких собак в начале 70 годов (лучшим был КИНГ вл. Евдокимов, прекрасными представителями были две суки Афсана 1 вл. Магометов и Афсана 2 вл. Никитин, и уступал им по экстерьеру Пак, который отличался замечательными охотничьими качествами, вл. Магометов. Впоследствии генофонд пополнился за счёт других вывозных собак. Все вывезенные советскими офицерами борзые имели документы, заверенные консульством. Впоследствии при выводе советских войск из Афганистана были нелегально без документов привезены собаки в декоративный клуб «Элита», которые не представляли ценности для разведения в силу отсутствия типичных признаков породы и не могли быть использованы в разведении в военном обществе и затем в «Динамо», хотя в том клубе они разводились. Вывезенные нашими офицерами собаки базировались сперва в военном обществе, затем в «Динамо» в секции, впоследствии преобразованной в клуб охотничьих восточных борзых «Голубая долина эль Барк», где проводилось целенаправленное селекционное разведение с закреплением лучших породных характеристик как экстерьерных так и рабочих. Необходимость размежевания с декоративным типом диктовалась самой действительностью.
Собаки очень отличались внешне, по поведению, характеру, не говоря уже о работе в поле. Совместный выезд в поле на испытания по вольному зверю – зайцу русаку и лисице, показал непригодность западного афгана работать в поле из-за отсутствия азарта, обилия шерсти, изменённых статях. Аборигены показали себя в поле прекрасно. Встал вопрос о разделении пород и создании двух разных стандартах. Так в 1985 году был официально принят стандарт на «афганскую аборигенную борзую (охотничью собаку)», где моделью для стандарта явился лучший представитель породы, признанный таковым многими судьями отечественными и зарубежными, первый Чемпион России, обладатель двух полевых дипломов по зайцу русаку, сын легендарного Кинга и прекрасной восточной красавицы Афсаны 1 – Рад-о-Барк. Его имя легло в основу названия клуба «Голубая долина эль Барк» и все щенки получают приставку «эль Барк». Строгая селекция с грамотным планированием вязок и подбором пар производителей позволила закрепить лучшие породные качества аборигенной афганской борзой бакхмуль, что признавали отечественные и зарубежные судья, несмотря на относительную малочисленность собак. Закреплённая заводская линия выявила необходимость сделать отечественный стандарт более детальным, подробным и жёстким. Так появился стандарт 1997 года, принятый и утверждённый Президиумом РФОС и подписанный Президентом РФОС А.А. Улитиным. Стандарт 1997 года – фактически усовершенствованный стандарт 1985 года. Проект второго стандарта был представлен для проработки и замечаний в РФОС с 1992 года.