1. Когда-то названия собак отражали их предназначение, а не определяли особенности породы. Мы находим такие названия, как «ирландский волкодав», «шотландский грейхаунд», «лохматая серая борзая», «горная оленья борзая», «жесткошерстный грейхаунд». Доктор Каюс в своей книге «Об английских собаках» (1576) так рассказывает о грейхаундах: «Некоторые из них крупнее, некоторые мельче, у некоторых гладкая шерсть, у некоторых курчавая, те, что крупнее, предназначены для охоты на более крупную дичь, уток и оленей».
2. Дирхаундон всегда очень высоко ценили. История этой породы изобилует романтическими эпизодами, один великолепнее другого, которые восходят к рыцарским временам, когда такими собаками мог владеть только знатный человек не ниже пэра. Если дворянин был осужден насмерть, то отсрочить исполнение приговора он мог только тем, что отдавал в качестве штрафа свору дирхаундов.
3. Хотя эта «королевская собака Шотландии» представлена на английских выставках в большом количестве, на выставках в США дирхаунд остается редкой породой, представляющей исторический интерес, поэтому всякий ее обладатель вправе гордиться своей собакой.
4. В Соединенных Штатах запрещена охота с собаками на рогатую дичь, но дирхаунда очень успешно используют для охоты на волков, койотов и кроликов, он резво устремляется за всякой бегущей добычей.
5. Самые лучшие описания этой породы можно найти в британских книгах XIX века. Изящество, благородство и красота дирхаунда были правдиво изображены на многих картинах и рисунках Лэндсира, а сэр Вальтер Скотт, которому принадлежал дирхаунд Майда, не раз с восхищением упоминал эту породу, которую назвал «самым совершенным творением небес».
6. В США с дирхаундами охотятся на койотов и кроликов.
7. Сохранилась порода только благодаря сэру Вальтеру Скотту - писателю, который возвышал и популяризировал все шотландское. Также стоит упомянуть и Эдвина Ландзира, который изображал дирхацндов на своих картинах.
8. Шотландская борзая была и у королевы Виктории, что и явилось настоящим спасением породы. Вслед за королевой, дирхаундами обзавелись многие близкие ко двору личности.
9.Из описаний С. Джона и других авторов мы видим, что охотники (пешие) с собаками обыкновенно становились в засаду на тропе или же оленя выгоняли на них. Иногда охота производилась скрадом, то есть, заметив стадо, подходили к нему, прячась за кусты и скалы, даже подпалзывали, к чему были приучаемы и собаки; приблизившись на достаточное расстояние, охотник сбрасывал собак со своры. В исключительных случаях дирхоунды сами отыскивали оленя чутьем, но обыкновенно они выслеживали раненого. На свору брались всегда две собаки, так как одной было очень трудно справиться с оленем. Хотя некоторые и могли, как свидетельствует лорд Танкервиль, опрокинуть в одиночку оленя-рогача, но подвергались большому риску быть убитыми или ранеными. Вообще чем породистее дирхоунд, тем настойчивее его преследование, но так как чересчур злобные борзые часто делаются жертвою своей храбрости, то, по словам Танкервиля, ценятся более осторожные собаки, которые сначала заганивают оленя и берут его уже измученного.
Из сказанного видно, что от дирхоундов не требуется особенной быстроты - пруткости; это тем более понятно, что они скачут не в след зверя, а с боков, один справа, другой слева, как бы мастерят. А так как травля производится в сравнительно открытой местности и чаще в гору, то борзые получают преимущества над преследуемым оленем. Самая поскачка показывает, что собаки не употребляют больших усилий: они никогда не скачут полным махом, если этого не требуется, и во время скачки держат голову высоко, а не растягиваются подобно английским борзым, так что со стороны кажется, что собака постоянно оглядывается. Следует заметить и то, что гористая и неровная местность не может благоприятствовать быстрой скачке. Хорошие опытные собаки всегда стараются отбить от стада одного оленя-рогача и уже не отстают от него. Скачка продолжается довольно долго - несколько минут; иногда олень останавливается, только пробежав километров 15. 3натоки говорят, что если через 3 - 4 минуты собаки не добрались до зверя, то часто отказываются от дальнейшего преследования. Ловят (или гонят) дирхоунды, конечно, молчком, но если олень остановится и примет оборонительное положение, так что трудно к нему подступиться, то дают знать о себе отрывистым лаем.
Обыкновенно олень через некоторое время останавливается и пробует защищаться, для чего или забирается в воду - ручей или озеро, или, прижавшись к скале, угрожает рогами, причем, случается, и убивает ими неопытных и слишком смелых собак. Дирхоунды не любят воды, плохо плавают, и им трудно взять его в воду; в последнем же случае они ограничиваются лаем и выжиданием приближения охотника, который в этом случае иногда стреляет в остановившегося оленя. Осторожные собаки берут оленя только на бегу, причем хватка у них бывает различная: одни берут за горло, другие за плечо или за переднюю ногу, третьи за заднюю ногу, причем стараются перекусить сухожилие и свалить оленя на бок. Сильная собака может одна с маху (броском?), как мы видели, опрокинуть рогача. Подоспевший охотник или прикалывает растянутого зверя по-старинному - большим охотничьим ножом, или чаще пристреливает его почти в упор.
Источники, использовавшиеся при составлении энциклопедии