Германия, 1210 год. Замок «Ordensritterburg» осажден дикими северными племенами.
Запасы воды и продовольствия на исходе. Все взрослые защитники, не смотря на жажду, голод и болезни, готовы сражаться до конца.
Но кроме них в крепости находится ребенок – сын лорда.
Мальчик болен, его жизнь под угрозой. Еще день-два – и печальный конец неизбежен. Шансов на спасение практически нет – надо не только прорваться через кольцо осаждающих, но и добраться до соседнего замка, откуда придет помощь.
А до него десятки километров по дремучим лесам Гарца, в которых много диких зверей. Ни одному человеку проделать такой путь не под силу. И тогда лорд решается доверить наследника своему верному псу. Под покровом темноты собака и привязанный к ней ребенок выбираются из крепости. Лорд с замиранием сердца прислушивается к ночной тишине. В лагере врага раздается шум, крики, но затем все быстро стихает. Если беглецы убиты, то утром их тела будут подброшены к стенам крепости.
Время до рассвета тянется нескончаемо долго.
Наконец солнце встает над лесом, и осаждённые понимают, что побег удался. У них появляется лучик надежды на скорое освобождение. Следующие дни проходят в тревожном ожидании. Наконец из леса раздается громкий лай и шум битвы. Воодушевленные защитники крепости и подоспевшие им на помощь воины сняли осаду. После боя лорд узнал, что сыну оказана помощь и его жизнь вне опасности. Он обнял своего верного пса, который, не смотря на полученные раны, не захотел остаться в соседнем замке, а поспешил вернуться к своему хозяину.
Этот исторический факт описан в одной из самых старых немецких книг «Der Schwabenspiegel» (1274г.), которая была написана по указу лорда Айке фон Репков – того самого ребенка, спасенного собакой.
В этих хрониках мы находим название этой собаки – ХОВАВАРТ - которое отражает и её сущность: HOVA-der Hof (двор, подворье, усадьба), WART-der Wachter (сторож, охранник). Кроме того, в ней также упоминается о законе, согласно которому любой человек, похитивший или убивший ховаварта, обязан был заплатить хозяину собаки 10 гульденов - огромную по тем временам денежную компенсацию.
В хрониках 1473 года ховаварт находится в списке 5 самых благородных пород.
Там он описывается как «идеальная собака охраны, выслеживания и задержания преступников». В средние века ховаварт был элитарной собакой, разводившейся германскими баронами в регионе Гарца и Шварцвальда. Главное отличие ховаварта от других служебных пород – способность самостоятельно принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Именно в средние века закладывался интеллект, присущий современному ховаварту.
Документальные свидетельства о породе мы можем найти в кинологической литературе конца XIX-начала XX веков.
Зоолог Л.Бекманн в вышедшей в 1894 году книге «Породы собак» описывает две породы, которые были охранниками поместий.
Одной из них был ховаварт. В изданной в 1904 году книге кинолога Р.Стребела «Немецкие собаки и их происхождение» также есть описание ховаварта.
В конце XIX века, когда в Германии набирала мощь промышленность, численность очень многих пород собак значительно сократилась. Не избежал этой печальной участи и ховаварт.
Вероятнее всего, порода исчезла бы, если бы не одна история… Лето 1872 года в Германии выдалось очень знойным. Жители города Саарбрюккена спасались от жары в пруду в городском парке. Очень хотел окунуться и Бертрам, местный мальчишка, но весь день ему пришлось помогать отцу.
Наконец вечером он освободился и побежал к воде.
Желание искупаться было огромным.
Правда, ворота парка уже закрыты – но не беда, перемахнуть через забор не составило труда. Парк и пруд охранял большой, длинношерстный пес. Но это тоже не проблема – он знал всех мальчишек в городе и любил играть с ними. Раздевшись на бегу, Бертрам с ходу нырнул в воду. Когда же он вынырнул, то почувствовал, как его плечо аккуратно сжимают чьи-то зубы. Это был пес, который заставил мальчика выйти из воды и не дал ему уйти до прихода смотрителя.
Юного Бертрама до глубины души поразило, что собака, которая очень хорошо его знала и любила с ним играть, так проявила свои охранные качества при несении службы. Бертрам Кёниг полюбил этих длинношерстных собак, пронес эту любовь через всю свою жизнь и сумел привить её своему сыну Курту. Два этих человека сыграли основную роль в становлении современного ховаварта.
Восстановление породы проходило в три этапа – до 1914 года, с 1915 по 1945 год и с 1949 года. Группа энтузиастов, в числе которых был Бертрам Кёниг, в начале ХХ века в горных районах Гарца и Шварцвальда собрали оставшихся длинношерстных крепких крестьянских собак, однако начавшаяся I Мировая война не позволила проводить селекционную работу, которая была необходима для формирования породы. Второй этап начался в 1915 году. И главную роль в нем сыграл Курт Кёниг.
Остановимся подробнее на биографии этого выдающегося зоолога-селекционера, так как всю свою жизнь он посвятил ховаварту.
Курт Кёниг родился 1 января 1896 года в святом Иоганне/Сааре (ныне г.Саарбрюккен). Образование он получает в интернате в Швейцарии, где много времени уделяет изучению естественных наук. В 18 лет, в 1914 году его призывают в армию, на поля Первой мировой войны. После полученного в 1915 году ранения Курт направлен на лечение в госпиталь в район Гарца, г.Тале. Там он знакомится со своей будущей женой, с которой в 1920 году сочетается законным браком, и остается жить в Гарце.
С 1921 по 1924 год Курт Кёниг принимает активное участие в работе Союза немецкой овчарки, возглавляя работу по племенному разведению и дрессировке.
Однако его не оставляла мысль о длинношерстном охраннике, поэтому он начал заниматься восстановлением ховаварта.
Сам Кёниг незадолго до своей смерти вспоминал: «В те годы в моде были полицейские методы дрессировки, которые подразумевали «безусловное» послушание собаки. Хотя я сам был неплохим инструктором по дрессировке, но мне было жаль «выдрессированных для спорта» собак. Многие полагали, что только умелая дрессировка могла способствовать улучшению породы. Одновременно внешний вид должен соответствовать часто произвольно составленному стандарту. Для нас, друзей и защитников животных, этот процесс вскоре стал невыносим.
Поэтому работа над ховавартом строилась на оценке передаваемых по наследству рабочих качеств.
Главный критерий отбора производителей – инстинктивное стремление к защите хозяина.
Если это качество присутствует в собаке, то практические результаты зависят только от возраста и опыта. У ховаварта должен быть достаточно высокий порог возбудимости и отсутствовать охотничий инстинкт». К племенному ядру, собранному при участии его отца, он начал приливать крови некоторых других пород – куваса, ньюфаундленда, леонбергера.
В современном стандарте породы говорится, что в ховаварте течет кровь и немецкой овчарки. Однако её «автор» ротмистр Макс фон Стефаниц, в своей книге «Немецкая овчарка в описаниях и образах» пишет о ховаварте как об одной из пород, участвовавших в создании немецкой овчарки. Более того, согласно последним архивным данным, некоторые производители участвовали в выведении как ховавартов, так немецкой овчарки.
Следует отметить, что особое внимание уделялось не только внешности, дошедшей с древних гравюр и рисунков, но в первую очередь - сохранению характера, интеллекта и рабочих качеств ховаварта.
В 1922 году Курт Кёниг зарегистрировал первый питомник ховавартов во всегерманской регистрационной книге (Zuchtbuch).
3 апреля того же года в питомнике Курта Кёнига от кобеля по кличке «Барон» и суки – «Ортруд Хадсон» родился первый официальный помет - 4 щенка (Hunolf, Helma, Hummel, Herma).
С этого дня начался современный этап в многовековой истории ховаварта.
В январе 1924 года 13 энтузиастов породы образовали «Союз разведения ховаварта», и поставили перед собой следующую задачу – получить бдительную, неустрашимую, всегда готовую к обороне, но не агрессивную собаку, которая должна показывать хорошие результаты в следовой работе. При этом вопросы однотипности экстерьера на первом этапе восстановления породы (до 1932 года) сознательно отодвигались на второй план.
Главное внимание уделялось рабочим качествам и характеру. Председателем «Союза» был избран Курт Кёниг. Результаты не заставили себя ждать – уже в том же 1924 году зарегистрировано 17 пометов. Первая запись в «Книге Союза разведения ховаварта» внесена 7 марта 1924 года. Курт Кёниг зарегистрировал отдельных собак и целые пометы, которые стали результатом селекционной работы с 1915 по 1924 год. Всего до 16 сентября 1937 года было получено 125 пометов.
Именно Кёниг определил основные принципы разведения ховаварта, которых придерживаются и в наши дни: проведение породного отбора для производителей, применение только умеренного инбридинга, в пределах III-IV колен родословной, жесткий контроль над наследственными болезнями. Очередная веха в истории породы – 20 марта 1932 года. В результате многолетней плановой селекции у заводчицы фрейлейн Марты МЕЙЕР из Зольтау рождается помет из 5 кобелей и 1 суки. Номер 230/32 присвоен черно-подпалому кобелю Кастору, которого Курт Кениг признал практически идеальным ховавартом того времени и для выращивания передал Альвину Бушу, своему ближайшему соратнику. Кастор стал выдающимся производителем - от него родилось 32 помета.
После прихода к власти в Германии нацистов, ховаварт был объявлен «германской имперской служебной собакой», так как именно он, пришедший из глубины веков, наиболее соответствовал государственным идеям.
Курт Кёниг был назначен «Рейсхминистром по разведению, воспитанию и улучшению служебных пород собак». В 1937 году ховаварт был официально признан в Германии как самостоятельная порода. После начала Второй мировой войны, с ноября 1939 года, работа Кёнига над совершенствованием ховаварта и других немецких служебных пород была под контролем руководства Вермахта.
Следует признать, что деятельность Кёнига и других немецких кинологов была успешной – во время Второй мировой войны в Вооруженных силах Германии насчитывалось более 400.000 служебных собак. Однако самому Курту Кёнигу его работа удовлетворения не приносила. Он считал не правильными «полицейские» методы дрессировки, модные в те времена. По его мнению, главное – это врожденные в собаке охранные качества. Только в этом случае общение и совместная работа человека и собаки будет приносить радость обоим.
К концу войны результаты многолетней работы с ховавартом были практически уничтожены.
В 1945 году представителей породы остались считанные единицы.
Разведение породы продолжалось отдельными владельцами, которые сумели сохранить своих собак. Постепенно они стали объединяться в небольшие союзы. 5 февраля 1949 года с разрешения американского оккупационного правительства был образован Гамбургский союз разведения ховаварта. Через 10 лет, в 1959 году, на общей встрече любителей ховавартов в Брауншвейге, был образован «Международный ховаварт-союз» (IHV), который объединил усилия энтузиастов по возрождению породы.
Следует отметить, что в тот период некоторые любители хотели изменить породное предназначение ховаварта – сделать из него спортивную, а не служебную собаку. Но Курт Кёниг сумел убедить сомневающихся в том, что данный путь ошибочен. Отчасти ему в этом помог Иоганн Адам Беккер, полицейский, который стал использовать при несении службы своего ховаварта по кличке Cenzi Veckenstedt, тем самым подтвердив на деле рабочие качества породы.
Благодаря этому мы сегодня имеем универсальную служебную собаку, а не «спортивную машину».
Как служебная порода ховаварт был признан в Германии в 1959 году, а международное признание получил на Конгрессе FCI в Стокгольме в 1964 году. В 1983 году была образована Международная Федерация Ховавартов (IHF).
В неё входят 13 стран – Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Англия, Франция, Голландия, Бельгия, Чехия, Словакия и США.
В настоящее время IHF определил следующие задачи разведения:
Здоровье породы;
Психологическая уравновешенность, высокая степень социализации;
Отличные рабочие качества, стойко передающиеся по наследству;
Совершенствование экстерьера.
Расширилось и породное предназначение – ховаварт уже не является собакой только для охраны дома, а стал собакой сопровождения, готовый помочь хозяину и его семье в различных жизненных обстоятельствах – от защиты при нападении до спасения на воде и в горах.
Для достижения этих целей Международная Федерация определяет принципы разведения, выращивания, воспитания и с немецкой педантичностью контролирует развитие поголовья. Она организовала сбор и обмен информацией о производителях и их потомстве среди стран Федерации.
Следует отметить, что именно ховаварт-союз впервые в мире в 1965(! ) году стал проверять производителей на дисплазию тазобедренных суставов. В результате этих мер процент тяжелых случаев дисплазии в породе крайне низок.
К разведению допускаются собаки, прошедшие кёрунг, не имеющие проблем со здоровьем, обладающие дипломами рабочих испытаний. Кроме того, IHF подчеркивает, что ховаварт – не коммерческая порода. Это значит, национальные федерации тщательно следят за тем, чтобы щенки попадали только в руки заинтересованных в правильном выращивании и воспитании ховаварта людей. Со своей стороны они обеспечивают условия для дрессировки, занятий, рекомендуют ветеринарных врачей, проводят обучающие семинары для владельцев.
Данные организационные мероприятия позволили стать ховаварту универсальной служебной породой с прекрасными рабочими качествами, отменным здоровьем и уравновешенной психикой.