Операции на позвоночнике относятся к наиболее сложным в костной хирургии. Они находятся на стыке ортопедии,   травматологии и нейрохирургии. Тем не менее,   потребность в них существует и все больше ветеринарных специалистов занимается этой тематикой.
Все операции на позвоночнике,   в каком бы отделе они не производились,   преследуют одну общую цель – спасти спинной мозг от возможного или уже имеющегося повреждения. Спинной мозг – один из важнейших отделов центральной нервной системы. Он обеспечивает согласованную работу всех мышц туловища и конечностей. Без него невозможно движение животного. В значительной мере спинной мозг управляет дыханием. При его повреждении все мышцы,   находящиеся ниже травмированного участка,   парализует – сигналы из головного мозга не достигают их. Спинной мозг – необычайно нежная структура,   поэтому нуждается в надежной защите. Такую защиту ему обеспечивает здоровый,   неповрежденный позвоночник.
Нередко в ветеринарный центр Зоовет поступают животные,   перенесшие автотравму или падение с большой высоты. Диагностика переломов позвоночника сводится к обычной рентгенографии. В этом случае операция преследует две задачи – диагностическую и лечебную. Иными словами,   врач,   вскрывая поврежденный участок спинномозгового канала,   прежде всего,   определяет – разрушен ли спинной мозг сломанными фрагментами позвонка или нет? Если спинной мозг разрушен – увы,   современное состояние нейрохирургии не позволяет вернуть животному радость движения. Нередко на этом этапе владельцы животного принимают решение об эутаназии и осуждать их за это я не берусь. Если же спинной мозг не пострадал,   то операция продолжается дальше – сломанные позвонки фиксируют для того,   чтобы они срослись,   а спинной мозг находился в безопасности. Такие животные имеют благоприятный прогноз,   хотя восстановление потребует от врачей и особенно хозяев немало сил. Это и профилактика пролежней,   и регулярное опорожнение мочевого пузыря,   и плавание,   и ходьба с поддержкой.
Часто операции на позвоночнике обусловлены дегенеративными заболеваниями межпозвоночных дисков,   а также межпозвоночных связок и самих позвонков. К дегенеративным заболеваниям межпозвоночных дисков склонны таксы,   пекинесы,   французские бульдоги и другие хондродистрофические породы собак. Об этом заболевании на сайте есть отдельная статья “Дископатия”. Дегенеративные заболевания межпозвоночных связок и самих позвонков встречаются у доберманов,   догов,   ротвейлеров в шейном отделе позвоночника и у овчарок и других крупных пород в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Диагностика сводится,   в основном,   к миелографии – введению под оболочки спинного мозга рентгеноконтрастного раствора. Там,   где продвижение раствора останавливается,   следует искать сдавление спинного мозга. Суть хирургического лечения при этом сводится к тому,   чтобы устранить давление на спинной мозг со стороны окружающих тканей. Для этого снимают костную пластинку над сдавленным участком и устраняют причину сдавления. Эта операция называется ламиноэктомия. Особую сложность представляют собой операции на шейном отделе позвоночника,   оно и понятно – чем ближе к головному мозгу,   тем они серьезней.
Еще одним нередким поводом для операции на позвоночнике является атланто-аксиальный подвывих. Суть этой болезни в неправильном развитии второго шейного позвонка. Из-за этого между первым и вторым шейными позвонками нет надежного соединения,   спинной мозг оказывается ущемленным между ними. Это приводит к очень сильным болям,   а в более серьезных случаях может стать причиной паралича всех четырех конечностей или даже смерти животного. Эта страшная болезнь иногда встречается у йоркширских терьеров,   чи-хуа-хуа,   той-терьеров,   карликовых шпицев и других декоративных пород собак. В основе ее лежит генетическая предрасположенность. Диагноз устанавливают на основании простых рентгеновских снимков,   миелография не требуется. Хирургическое лечение представляет собой весьма нетривиальную задачу,   так как операция проходит почти в основании черепа,   а вес больных животных иногда всего несколько сотен грамм. Тем не менее,   во многих случаях таким животным можно помочь. Крошечный размер таких пациентов несколько облегчает послеоперационное выхаживание по сравнению с крупными собаками.
	
	 
	