Конолоф или игуана галапагосская наземная – такое же редкое существо, как и морская игуана. И хотя эти животные не являются близкими родственниками, ученым случалось встречать на Галапагосских островах, где они обитают, предположительно, межвидовые гибриды. Наверняка такое скрещивание способно привести к появлению по-настоящему удивительного существа, поскольку и морские, и наземные галапагосские игуаны славятся уникальными природными особенностями. Но пока о рожденных от данных союзов особях почти ничего не известно. Зато достаточно информации об их необычных родителях, в частности, о галапагосских наземных игуанах. О них и пойдет речь в данной статье. Вид Conolophus subcristatus – эндемик Галапагосского архипелага. Эти ящерицы внешне немного похожи на морских игуан, разве что не такие грузные, но тоже напоминают представителей доисторического животного мира. В свое время Чарльз Дарвин, изучая фауну Галапагоссов, отмечал многочисленность обитающих там наземных игуан, но сегодня они почти истреблены, кстати, во многом по вине людей. Конечно, природоохранные организации стараются поддерживать и сохранять имеющуюся численность конолофов, но к полноценному возрождению вида это пока не привело.
Галапагосская наземная игуана – необыкновенно интересная рептилия. Она довольно крупная, правда, не крупнее морской. В длину вырастает чуть более метра. Голова у конолофа вытянутая, а тело короткое и неуклюжее с достаточно толстым у основания и сужающимся к концу хвостом цилиндрической формы, длина которого составляет почти половину длины туловища. На толстой мощной шее ящерицы кожа собрана в многочисленные поперечные складки, на носу, вокруг широких ноздрей, расположен горбатый носовой щит. На спине у наземной галапагосской игуаны имеется роговой гребень, но он не такой высокий, как у ее водяной родственницы. Самая высокая часть гребня - сзади на шее, на спине он чуть пониже, а на хвосте еле заметен. Килеватые чешуйки кожи на верхней стороне тела размещены правильными поперечными рядами. В пасти у галапагосской рептилии яйцевидный язык с небольшим углублением на конце. Это очень важный орган, участвующий в необычном питании ящериц, о котором читайте далее. И конечно, у галапагосской наземной игуаны не имеется плавательных перепонок – они ей просто не требуются. Что касается конечностей, то передние лапы у ящерицы длиннее, но тоньше задних, а на пальцах имеется серьезное оружие – острые и мощные когти.
Игуана галапагосская наземная – типичный представитель местной фауны, но встречается она далеко не повсеместно на архипелаге, а лишь на некоторых островах - Санта Крус, Изабель, Фернандина и Плаза. Раньше рептилии жили еще на острове Сантьяго, но сегодня в этой местности вид полностью вымер. Еще один остров, где можно встретить ящерицу – Новый Сеймур, но туда она была завезена.
Различные исследователи галапагосских наземных игуан порой дают противоречивые сведения о предпочитаемых ящерицами биотопах. Одни пишут, что рептилии селятся только в глубине островов, подальше от побережья, другие утверждают, что встречали конолофов и на влажных возвышенностях, и на прибрежных низменностях. Скорее всего, оба предположения верны, но относительно прошлого, когда острова по-настоящему кишели галапагосскими наземными игуанами. По рассказам Дарвина, его экспедиция на Галапагоссы, столкнулась с трудностями обустройства ночевки на островах, поскольку вся окружающая местность была изрыта норами игуан. Современная ситуация, как уже говорилось, иная. Численность наземных галапагосских ящериц уменьшилась, несмотря на всю их осторожность. Эти рептилии никогда не отходят далеко от своих нор в поисках пищи. Но сегодня и доступной растительности на островах стало меньше, так что иной раз, чтобы найти корм, игуанам приходится преодолевать более длинные расстояния. А поскольку ящерицы не очень быстры и неповоротливы, то этим пользуются такие хищники, как галапагосский канюк и, конечно же, браконьеры. Услышав крик канюка и не имея возможности спрятаться в нору, игуана замирает на месте, надеясь, что птица просто ее не заметит. Порой, чтобы поймать галапагосскую игуану, этот крик имитируют люди, а потом берут замершую ящерицу, что называется «голыми руками». Эту рептилию невозможно назвать активной, даже днем – в период бодрствования – она передвигается медленно и лениво.
Внешность у галапагосской наземной игуаны, как уже ясно, достаточно причудливая и даже в какой-то степени устрашающая. И такой же странный и непривычный для других рептилий у нее способ питания, причем, как сам корм, так и механизм его поглощения. Питается эта ящерица в основном плодами и листьями кактуса опунция, причем съедает эти части растения прямо вместе с шипами, так что в помете игуаны неоднократно находили колючки этих кактусов. Вот как происходит кормление галапагосской наземной игуаны: она терпеливо сидит возле кактуса в ожидании, когда с него упадет хотя бы один плод. И если во время трапезы в задние лапы ящерицы вопьются колючки, то она осторожно вытащит их передними лапами. Галапагосская игуана не жует, а проглатывает плод опунции и мелкие иглы ее совершенно не беспокоят. А если колючка случайно воткнется в язык, то ящерица вытащит ее лапами или будет совершать вращательные движения языком, пока игла не выпадет сама.
Размножение игуан наземных галапагосских отличается своеобразием. У самца этот период связан со всяческой демонстрацией своих выгодных сторон перед самкой – яркой окраской, особыми движениями он привлекает избранницу. А если спаривание мирным путем не удается, то самец применяет силу и просто-напросто ловит женскую особь. Интересно наблюдать за «догонялками» этих неповоротливых существ.