Чарльз Дарвин называл эту ящерицу безобразным и глупым животным, хотя собрал о ней, пожалуй, больше всего сведений. Речь идет о морской игуане (лат. Amblyrhynchus cristatus) – единственной представительнице семейства игуан, чья жизнь тесно связана с водной средой. По сути своей морские игуаны уникальны – они единственные среди ящериц способны проводить большую часть жизни в воде, занесены в Красную книгу МСОП, обитают исключительно на Галапагосских островах и умеют чихать. Внешний вид морских игуан, действительно, причудливый. Это массивные ящерицы, с мощными когтистыми лапами и заметным роговым гребнем вдоль хребта. Если посмотреть на морскую игуану вблизи, то складывается ощущение, что она вся как будто покрыта броней, а на голову надет панцирь с шипами – такое впечатление производит грубая чешуйчатая кожа с более крупными конусообразными выступами на лбу. Внешне эти ящерицы немного напоминают доисторических животных – динозавров. И хотя морские игуаны на суше достаточно медлительные существа, их размеры – до 140 см в длину – и довольно устрашающая внешность отпугивают хищников. А еще этот вид, пожалуй, самый малоизученный среди других игуан. Кроме Дарвина его в 19 веке описал зоолог Белл, так что у наших ученых современников еще есть возможность «заполнить белые пятна» в знаниях о существовании морских игуан.
Мирный дракон – так назвал это пресмыкающееся встретивший его на Галапагоссах епископ Томас де Берланга. И действительно, есть во внешности морских ящериц что-то от сказочных, мифических существ. В свое время именно удивительный внешний вид спас морских игуан от людской охоты, в отличие, например, от галапагосских черепах. Морская игуана – ящерица с массивным туловищем, но короткой головой, покрытой роговыми выступами. Вдоль всего хребта, начиная от головы ящерицы и до хвоста, тянется гребень из треугольных, по форме напоминающих когти и достаточно высоких чешуек. И хвост у морской игуаны сам по себе толстый и длинный, занимает больше половины длины всего ее тела. Он помогает ящерице ловко плавать. И, как у морского существа, лапы игуаны снабжены плавательными перепонками, а также имеют острые когти. Но в воде морская игуана ими не пользуется, а вытягивает конечности назад и крепко прижимает их к бокам. Зато карабкаться по застывшей береговой лаве они помогают отлично.
Морская игуана – эндемик Галапагосских островов. Возможно, именно их удаленность и малонаселенность способствовала недостаточно изученности этого существа. Встретить ящерицу можно на любом из островов архипелага, чаще всего на побережье с множеством скал, вблизи соленых болот или в прибрежных кустарниках. Берега Галапагоссов состоят в основном из остывшей лавовой массы, именно на ней и предпочитают жить игуаны, причем, в основном на отмелях, а не вблизи большой глубины. Часто по соседству с ящерицами обитают морские львы, тоже предпочитающие побережье. Но если эти тюлени забираются на берег с пологой стороны, то игуаны с помощью крепких когтей легко карабкаются по вертикальным скалистым сторонам побережья.
Эта ящерица, действительно, много времени проводит в воде. Причем молодняк никогда не уплывает далеко от берега. А среди взрослых морских игуан наиболее бесстрашное поведение демонстрирую самцы, способные уплыть на большие расстояния, но тоже не более нескольких сот метров. Под водой ящерицы проводят около часа, задерживая дыхание на этот срок. Но поскольку вокруг Галапагосского побережья достаточно много холодных подводных течений, то после плавания морским игуанам приходится греться. Под водой температура их тела понижается на 30 градусов, а подкожного жира у ящериц нет, поэтому на поверхности они часто принимают солнечные ванны, нормализуя тем самым теплообмен. В воде морские игуаны исключительно ловки и быстры. Плавая, они как будто извиваются всем телом и хвостом. Выносливости ящерицы способствует и умение замедлять под водой сердечный ритм и пускать отток крови только к жизненно важным органам. А выйдя на берег, морские игуаны крепко цепляются за камни мощными когтями, лучше впитывая солнечное тепло благодаря почти черной окраске. Но от воды ящерицы никогда не удаляются больше, чем на несколько метров.
Несмотря на довольно устрашающий внешний вид, морские игуаны не имеют ничего общего с хищниками, являясь травоядными пресмыкающимися. Основную их пищу составляют морские водоросли, которые ящерицы скусывают с камней длинными трехвершинными зубами. И только иногда ящерицы позволяют себе полакомиться красным крабом или другим мелким морским существом, да и то это больше свойственно молодым морским игуанам. Вместе с морскими водорослями в организм ящериц также попадает много соли, так что после еды они часто пользуются своим солевыводящим механизмом – чихают на берегу. За пищей морские игуаны способны нырять достаточно глубоко. Однако сфера сведений о питании морских ящериц тоже имеет немало пробелов. В частности, один из жителей Галапагоссов легко приучил их кормиться человеческой едой – мясом, макаронами, хлебом и даже овсянкой.
Размножение морских игуан, пожалуй, самая загадочная часть их жизни. К примеру, Дарвин так и не смог собрать о нем сведения. Но некоторые факты в современной зоологии все же известны. В частности, что для морских игуан характерны большие семейные группы, представители которых стараются не заходить на чужую территорию, активно изгоняясь ее «собственниками». Это еще одна причина, по которой морская игуана, брошенная Дарвином в море, все время возвращалась к своему месту. Глава в каждой такой семье, конечно же, крупный и сильный самец. С ним рядом живут несколько самок и подросшее потомство. Иногда молодые самцы пытаются оспаривать право на владение «гаремом» у старых, устраивая драки. Наблюдать за драками морских игуан интересно. Они, как два барана, бодаются лбами, выгибая спины и стараясь вытеснить соперника за пределы своего участка. Этим ящерицы напоминают других морских животных, например, слонов или моржей. Но такие столкновения далеко не безобидны. Ученые наблюдали, как, чихая после драки, один из самцов вместо капелек воды выбрызгивает из ноздрей кровь.
Знаете ли вы, что у морских игуан есть собственный язык, который специалисты по языку общения животных считают достаточно емким и насыщенным? Это не звуки, а «азбука» движений. Например, самцы ящериц вызывают друг друга на брачное состязание с помощью особых кивков. Другие кивки обозначают иные призывы и посылы, все зависит от их частоты и амплитуды. Одна морская игуана может просигнализировать другой, что она «сдается» или, наоборот, готова отстаивать право на спаривание до победы. Кстати, у разных видов игуан, обитающих на одной территории, существуют различные «диалекты», чтобы не путать знаки, посылаемые другими видами.