Этим вопросом задаются многие владельцы. Как лучше поступить: взять малыша или подрощенного щенка со всеми прививками. Казалось бы второй вариант предпочтительней: щенок здоров, привит, уже гуляет, дома количество лужиц и кучек минимальное, а может и вовсе отсутствует. Уж тем более нет трудностей с кормлением – щенок давно не зависит от мамы. Щенок долго общался с мамой, братьями и сестрами, отлично понимает собачий язык поз. Видны его предпочтения и характер.
Несмотря на все эти плюсы, приобретать щенка лучше в возрасте примерно 8 -10 недель. Гораздо проще месяц убирать лужицы и кучки, пока подрастает малыш, чем 15 лет пожинать последствия неправильного воспитания щенка. Этот возраст важен не только для установления отношений с людьми, но и в целом важно поместить маленького щенка в ту среду обитания, где он будет жить, будучи взрослой собакой.
Щенки, живущие важный этап своего развития в обедненной среде (закрытые питомники, как крайний вариант – щенки клеточного содержания), в будущем вырастают, может быть и в красивых представителей своей породы, но зачастую с ущербной психикой. Таких собак можно сравнить с детьми – «маугли», которые полностью влиться в человеческое общество уже не могут. Щенок, вовремя не познакомившись с многообразием мира, рискует в более старшем возрасте никогда не привыкнуть к транспорту, городскому шуму и т.д., отказываеться от прогулок. Коррекция такого поведения потребует у нового владельца огромных усилий.
Если щенок попадает в дом в юном возрасте, то он легко привыкает к животным других видов, воспринимая их как «своих». Существует масса примеров, когда щенки вырастают в доме, где уже живет кошка. Такие собаки в дальнейшем лояльны как минимум к кошкам, проживающим в доме, максимум – у них подавляется охотничье поведение в отношении кошек совсем. Аналогично, пастушьи собаки растут среди овец, охотничье поведение к овцам у них гасится. Деревенские собаки не душат кур, если растут с ними. Так, создавая определенные условия жизни для щенка, мы формируем поведение взрослой собаки, ее взаимоотношения с другими видами, в частности с людьми.
Еще Конрад Лоренц описывал импритинг – ранний этап социализации, когда гусенок воспринимает «родным» того, кого впервые увидит после вылупления. У собак этап запечатления общества, которое она будет предпочитать в дальнейшем, растянут на несколько недель. До 16 недель щенок учится общаться с себе подобными, учится языку поз, установлению иерархических взаимоотношений, социальным контактам. Поэтому раннее (до 5-6 недель) отнятие от матери и однопометников приводит к тому, что взрослая собака либо боится всех встречных собак, либо напротив, проявляет агрессивное поведение, не умея «прочитать» намерения, настроение встреченных собак.
Зачастую владельцы щенков на первой прогулке испытывают массу негативных эмоций. Малыш может встретить взрослую собаку и описаться перед ней, показывая, что он мал и признает ее превосходство. Может из любопытства сунуться под нос собаке, ревностно охраняющей палочку. Когда та делает «крысу», а может и обозначает нападение (рычание, бросок, клацание зубами), он с визгом ретируется. Подобные взаимоотношения нормальны. Щенок не испытывает столь глубоких потрясений, которые приписывают ему сердобольные хозяева, пытаясь если не навсегда оградить его от общения с «большими злыми» собаками, то хотя бы до периода, когда щенок не вырастет сам. Выросший изолированно пес в дальнейшем не умеет устанавливать социальные контакты. Поэтому важно, чтобы щенок имел возможность играть с другими щенками, «здороваться» с адекватными взрослыми собаками и конечно важно, чтобы в течение этого периода у него было тесное взаимодействие с людьми.